среда, 24 августа 2011 г.

Профессор Висенте Наварро: «Кризис и классовая борьба в Еврозоне - на примере Испании, Греции, Ирландии и Португалии»

Продолжаю публикацию переводов статей западных учёных, в которых разоблачается грабительская и мошенническая суть капитализма. На сей раз - это статья профессора Университета Джона Хопкинса (США) Висенте Наварро: «Кризис и классовая борьба в Еврозоне - на примере Испании, Греции, Ирландии и Португалии» - Vicente Navarro: „Crisis and Class Struggle in the Eurozone: The Cases of Spain, Greece, Ireland and Portugal“


Для российского читателя будет, надеюсь, весьма поучительным вывод профессора о том, что незащищённость этих стран от неолибералистских хищников была во многом обусловлена их политической предысторией, т.е. многолетним господством над ними фашистских диктатур или (в случае Ирландии) реакционной клерикально-консервативной элиты. А ведь то, с какой лёгкостью, без сколь-нибудь эффективного сопротивления трудящихся, на обломках СССР и в странах Восточной Европы были установлены глобалистско-неоколониальные режимы прихвостней западного империализма, начисто уничтоживших всё социалистическое в общественно-государственном устройстве этих стран, наводит по аналогии на весьма печальные раздумья о том, насколько советский и восточноевропейский социализм был истинным, а насколько - липовым, т. е. государственным капитализмом, загримированным под социализм. Профессор Наварро к сожалению умалчивает, что после 2-й мировой войны именно империализм США спас от гнева народа и постоянно поддерживал диктатуры Франко в Испании, Салазара в Португалии, «Короля» и потом «чёрных полковников» в Греции, а также господство клерикально-буржуйской шайки в политике Ирландии.


Ладно, прошлое не изменишь. Но из него надо извлекать уроки, если не хочешь повторять ошибки прошлых поколений. А вывод из статьи профессора Наварро, говоря прямо, такой: Чем больше преуспевают богачи, тем больше нищает народ. И, соответственно, рецепт профессора таков: Все экономические кризисы можно преодолеть, лишь обложив капиталистов хорошенько налогами, наложив законодательством запрет на мошеннические спекулянтские аферы, типичные для Уолл-стрита, и развивая государственный сектор экономики.


А это значит: Послать подальше всю неолибералистскую пропаганду и вернуться к «социально-рыночному» капитализму первых двух десятилетий после второй мировой войны. Однако по-моему, этот рецепт в нынешней ситуации, когда капиталисты избавлены от страха перед сильным противником (СССР) столь же утопичен, как и тот, что выдумали мыши: «Надо надеть кошке на шею колокольчик.» Но кто же из политиков возьмётся надеть на капиталистов этот колокольчик? Это могут лишь люди калибра Ленина - например, Чавес в Венесуэле. А все буржуйские «демократии» и дерьмократические политиканы (как постоянно напоминал Ленин) - лишь подлые лакеи и шлюхи капитала.


Ведь никто иной, как эти самые западные «демократии» (а правильнее - дерьмократии) и довели весь мир до нынешнего глобального экономического кризиса своей повальной коррупцией и угодничеством банкам и миллиардерам. Поэтому от них можно ожидать лишь одного «выхода» из кризиса, который жаждут капиталисты: через эскалацию грабительских войн - к новой мировой войне, с её сверхприбылями для олигархов и монополий. Так что куда гуманнее, эффективнее и справедливее оказался выход, найденный большевиками-чекистами: ловить старорежимную олигархо-бюрократическую сволочь, ставить её к стенке и косить пулемётом.


Конечно, любому более или менее здравомыслящему человеку и так понятно, что капитализм - это гнусная бандитская игра без правил, в которой всегда побеждает богатейший. Это ясно в России каждому, кому сейчас больше сорока. Они получили взамен СССР вовсе не наобещанные с три короба джентльменами и ледями «права человека», «свободу» и «демократию», которых на Западе-то никогда и не было, а типичные для капитализма бесправие, обнищание и страх перед завтрашним днём - для простого народа, да разгул коррупции, милитаризма и уголовщины, да наглейшее самодурство и произвол денежных мешков-олигархов и их лакеев: политиканов, полицаев и прочих бюрократов.


Но вот как будет выглядеть, как будет устроено социалистическое общество, которое завоюет умы и сердца всего человечества и тем окончательно победит и ликвидирует капитализм - на этот вопрос до сих пор нет ясных ответов. Поэтому после этого перевода я снова вернусь к теме научного, т.е. бихевиористского социализма.


Искренне Ваш,

behaviorist-socialist


Мои сайты: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com (новый, на русском) и http://behaviorist-socialist.blogspot.com (на английском)


Далее следует полный перевод (по тексту на сайте http://www.counterpunch.org/ ) статьи:


Crisis and Class Struggle in the Eurozone: The Cases of Spain, Greece, Ireland and Portugal

by Vicente Navarro


«Висенте Наварро:

Кризис и классовая борьба в Еврозоне - на примере Испании, Греции, Ирландии и Португалии



Для того, чтобы понять ситуацию на периферии Евросоюза - в четырёх странах, входящих в Еврозону - Португалии, Ирландии, Греции и Испании, нам надо выяснить общий для них политический контекст. Во всех этих странах на протяжении большей части периода с конца 1930-х или начала 1940-х годов и до конца 1970-х годов правили фашистские или фашистоидные диктатуры (в Испании, Португалии и Греции) или авторитарный режим правых партий (в Ирландии). Но при анализе этих стран эту историю обычно игнорируют.


Однако это общее прошлое предопределило суть их государственного устройства - важнейшего фактора для понимания экономической реальности этих стран. Их правительства были очень репрессивными. Даже теперь именно эти страны имеют наибольшее среди 15 стран ЕС (далее: ЕС-15) число полицейских на 10 000 населения. А поступления в их государственный бюджет - куда ниже, чем в среднем по ЕС-15: примерно 34% ВНП в Испании, 37% - в Греции, 39% - в Португалии и 34% - в Ирландии, и это по сравнению с средним значением: 44% для ЕС-15 и 54% для Швеции - той страны из ЕС-15, где левые правили дольше всего. Столь мизерные поступления в госбюджет являются результатом регрессивной налоговой политики. Тамошние миллиардеры, миллионеры и верхушка среднего класса не платят налогов по той же ставке и с такой же строгостью, как их «собратья» в большинстве стран центральной и северной Европы, входящих в ЕС-15. Это - последствие исторического бремени правления ультра-правых партий. Конечно, после краха диктатур произошёл определённый прогресс. Однако мизерность доходов этих государств объясняется именно продолжающимся доминированием консервативных сил в политической и общественной жизни этих стран.


В результате государственный сектор экономики Португалии, Ирландии, Греции и Испании остался крайне недоразвитым. А системы социального обеспечения там страдают от недостаточного финансирования и очень ограничены по объёму. Это касается государственного перераспределения доходов на выплату пенсий и на коммунальные услуги (медицинское обслуживание, образование, уход за детьми и престарелыми, социальное обеспечение и проч.). Показатели тому многочисленны. Например, доля ВНП, идущая на государственные расходы на социальное обеспечение, ниже в этих странах, чем в среднем по ЕС-15 (27%): в Испании 22,1%, в Греции 25,9%, в Португалии 24,3% и Ирландии 22,1%. Сравним с показателем для Швеции: он равен 29,3%. Другой показатель - это доля взрослого населения, работающая в государственном секторе. Она опять-таки ниже, чем средний показатель для ЕС-15 (15%): в Испании - 9%, Греции 11%, Португалии 7% и Ирландии 12%. (Официальный показатель для Греции на 3 % выше, т.е. 14%, но он включает и военнослужащих, которые составляют примерно 30% всех госслужащих).


Своеобразие политических режимов

Отметим, что экономическая литература не уделяет должного внимания последствиям того, что в этих странах правили ультра-консервативные политические силы. Влияние этих сил было громадным. И еще важно подчеркнуть, что консервативные силы в этих странах периферии - совсем иные, чем их эквиваленты в северных и центральных странах ЕС-15. Ведь они чужды демократическим традициям, так как являются последышами фашистских или авторитарных режимов. Даже теперь, почти 30 лет после установления демократических порядков, эти силы остаются очень влиятельными в этих четырёх странах, даже тогда, когда там правят социал-демократические партии. Один пример тому: Верховный суд Испании начал процесс против судьи Балтазара Гарзона, который был ранее членом этого суда, за то, что он осмелился начать расследование преступлений, совершённых фашистским режимом генерала Франко. За пределами Испании нет ясного понимания того, насколько всё ещё влиятельны ультра-правые силы в госаппарате Испании. Они доминируют в политической сфере множеством способов, включая и контроль над главными СМИ. Сколь-либо влиятельных СМИ левой или левоцентристской ориентации не существует ни в Испании, ни в прочих странах этой группы.


Господство ультра-консервативных сил в госаппарате имеет множество последствий сверх того, что уровень государственных доходов низок, что политика налогообложения регрессивна, и что социальное обеспечение в этих странах недоразвито. Например, процент трудовых доходов в национальном доходе падал с 1992 года, когда были введены (в том числе и социал-демократическими правительствами) политические меры по подготовке к вступлению в Еврозону. Это падение доходов трудящихся было более резким в Португалии, Ирландии, Греции и Испании, чем в среднем по ЕС-15, причём особенно весомым в Испании, с падением их доли в национальном доходе с 70% до 61% - и это несмотря на увеличение доли взрослого трудящегося населения.


Как было указано, одним из последствий господства консервативных сил, существенно тормозящих государственные реформы, одобренные и задействованные социал-демократическими правительствами с начала 1980-х годов, является регрессивная налоговая политика. В результате этой политики результаты деятельности государства по перераспределению доходов были крайне ограниченными. Например, в Испании даже в 2009 году доля бедноты (60% среднего дохода) сокращается лишь на 4% благодаря осуществлению государственных мер по перераспределению доходов (государственных расходов на социальные нужды): с 24% до - к 20% после них. А вот средний по ЕС-15 уровень сокращается с 25% до - к 16% после. А доля бедноты в Швеции сокращается благодаря этим мерам с 27% до - аж к 13% после. Так что сокращение бедности благодаря государственному перераспределению доходов в Испании самое низкое по ЕС-15. Другой показатель ограниченной эффективности перераспределения доходов государством - это то, что коэффициенты Джини во всех четырёх странах выше, чем среднее значение по ЕС-15 (29,2). Коэффициент Джини у Испании тот же, что и у Ирландии: 31,3, у Греции: 34,3 и самый высокий - у Португалии: 36,8.


Истоки кризиса

Другая характерная черта этой группы стран - безоговорочное приятие правящими социал-демократическими партиями самой откровенно неолиберальной политики, которую навязывает истеблишмент ЕС. Это приятие - всеобщее среди социал-демократических партий Евросоюза. В сущности, эти партии были частью консенсуса, выдвигавшего неолиберальную политику (обычно называемого «Брюссельским консенсусом», т.е. европейской версией «Вашингтонского консенсуса»). Будучи участниками этого консенсуса, как консервативно-либеральные, так и социал-демократические правящие партии снижали налогообложение, особенно - богачей. Не кто иной, как социалистический кандидат на выборах в Испании 2004 года (и позже премьер-министр), Хосе Луис Родригес Запатеро, обещал снизить налоги в случае своего избрания, утверждая, что снижение налогов - это как раз та политика, которую должны проводить левые. А главным экономическим корифеем социалистической партии Испании тогда был Хорди Севилья - экономист, написавший в своей книге «Будущее социализма», что «левые должны остановить рост налогов и увеличение государственных расходов» - и это было заявлено в той из стран ЕС-15, которая имела самые низкие государственные доходы и самую нищую систему социального обеспечения.

Сокращения налогов за последние 15 лет привели к структурному дефициту госбюджета, который был замаскирован быстрым экономическим ростом, созданным спекулятивным бумом на недвижимость, ответственность за который лежит на комплексе банки-землевладельцы-строительные фирмы, который угнездился в центре этого спекулятивного «пузыря». Когда пузырь лопнул и экономика пришла в застой, то структурный дефицит госбюджета проявился во всей своей беспощадности. Дефициты госбюджета в Португалии, Ирландии, Греции и Испании были результатом сокращения доходов государства, а вовсе не увеличения государственных расходов. Именно поэтому экономическая политика этих правительств столь фундаментально неправильна. Они сокращают государственные расходы, лживо утверждая, что причина дефицита госбюджета якобы состояла в чрезмерном росте государственных расходов.


Аргументы, которые используют для оправдания сокращения государственных расходов

Лозунг, который теперь используют для оправдания этих сокращений, таков: «Страна жила не по средствам». Главные политические фигуры этих четырёх стран утверждают, что их система социального обеспечения слишком велика для того, чтобы её можно было оплачивать. Но реальные данные свидетельствуют как раз о противоположном. Например, в Испании ВНП на душу населения составляет 94% среднего по ЕС-15, а государственные расходы на социальные нужды на душу населения составляют всего лишь 72% среднего по ЕС-15. А вот если бы они составляли 94%, то казна Испании сейчас имела бы на 66 миллиардов Евро больше, чем сейчас. Так что ресурсы в Испании имеются. Проблема в том, что государство их не получает в виде налогов, ведь его налоговая политика столь регрессивна и мошенническое укрытие доходов от налогообложения столь распространено среди богачей и финансовых и иных корпораций. В действительности испанские банки - это основная группа преступников, виновных в налоговом мошенничестве. В этом году обнаружилось, что г-н Ботин, главный банкир страны (президент Банка Сантандер - третьего по прибыльности банка в мире, после двух китайских банков) имеет 2 миллиарда Евро на счету в швейцарском банке, которые он скрывал до того момента, когда был разоблачён двумя сотрудниками банка, известившими об этом прессу. А такое мошенничество широко распространено. По оценке налоговых инспекторов Министерства экономики Испании государство недополучает 88,6 миллиардов Евро по причине налогового мошенничества.


Как и почему разразился кризис

Финансовому кризису предшествовал экономический кризис, вызванный главным образом сокращением процентной доли доходов трудящихся в совокупном национальном доходе. Неолиберальная политика, навязанная с 1980-х годов (и ужесточённая за последние 15 лет, которую проводили правительства разной политической ориентации, включая и социал-демократов - в Испании, Греции и Португалии), оказала сильнейшее действие на распределение доходов, ускоряя концентрацию доходов в руках богачей. А сокращение трудовых доходов уменьшило покупательную способность народных масс, загоняя их в долговую западню просто в попытке сохранить прежний уровень жизни. Кредиты было сравнительно легко получить, потому что цены на жильё росли, что давало возможность брать ссуды в банках под залог жилья. Рост кредитного (и финансового) сектора был основан на упадке доходов трудящихся. Но упадок доходов трудящихся создавал громадную проблему сокращения спроса и ограничивал прибыльность экономики.

Вследствие этой ограниченной прибыльности производительной (реальной) экономики, миллиардеры, миллионеры и верхушка среднего класса вкладывали капиталы в секторы экономики с более высокой прибыльностью, в особенности - в недвижимость. Дерегулирование банков (и выхолащивание законодательства о зонировании земель) в ходе 1990-х годов привело к возникновению спекулятивного «пузыря» на недвижимости, раздутого комплексом банков, землевладельцев и строительных фирм. В Испании этот комплекс был главным двигателем экономического роста, и его поддерживала как центральная, так и муниципальная бюрократия, так как муниципальные органы финансируются в основном налогами на недвижимость.

Рост жилищного строительства стимулировался притоком иммигрантов - доля иммигрантов возросла с 4% до 10% населения страны всего лишь за 10 лет. Жилищное строительство достигло 10%-ной доли в ВНП, и этот сектор создал большую часть новых рабочих мест (конечно, крайне низко оплачиваемых). Испанское «чудо» создания рабочих мест было основано на громадных капиталовложениях в спекулятивный сектор экономики. А он финансировался в долг. В этом - причина громаднейшей негосударственной задолженности в Испании, которую стимулировало введение Евро - бывшего намного более экономически стабильным, чем замещённая им национальная валюта. Введение Евро радикально увеличило размеры финансового сектора в этих четырёх странах периферии Еврозоны. А когда спекулятивный «пузырь» лопнул, вся кредитная экономика полностью замерла.


Политические причины государственного долга

В этих четырёх странах существует союз между буржуями (миллиардерами, миллионерами и верхушкой среднего класса, чьё налогообложение было сокращено за последние 15 лет) и, с одной стороны, банками, а, с другой стороны, бюрократией. Плодом этого союза стало сокращение налогов, которое создало структурный дефицит госбюджета, замаскированный мнимым экономическим ростом спекулятивного «пузыря».

Сокращение доходов государств (как последствие сокращения налогов) заставило государства брать ссуды у банков, где богачи депонировали деньги, «сэкономленные» на налогах. Задолженность государств и необходимость брать в долг чётко коррелируют с сокращением налогов. Когда экономика замерла в результате того, что «пузырь» лопнул, структурный дефицит госбюджета стал очевидным. Вследствие этого дефицит госбюджета как процентная доля ВНП существенно вырос во всех этих четырёх странах с 2007 по 2009 год. Испания вместо профицита в 1,9% ВНП в 2005 оказалась с дефицитом госбюджета в размере 11,1% ВНП в 2009 году. В Греции дефицит вырос с 6,4% ВНП в 2007 году до 15,4% в 2009 году, а в Ирландии за тот же период - с 0% до 14% ВНП. Во всех этих странах быстрый рост дефицита госбюджета был вызван крайне регрессивной политикой получения государственных доходов. Так как основная доля налогов взималась с трудовых доходов и потребления, то с ростом безработицы и сокращением наёмной рабочей силы и потребления дефицит госбюджета вырос самым драматическим образом.


Решения проблемы, которые всегда замалчивают

Неолиберальная реакция на эту ситуацию, состоящая в сокращении государственных расходов, усугубляет проблему потому, что сокращает платёжеспособный спрос. Профсоюзы совершенно правильно охарактеризовали неолиберализм как идеологию банков и крупного капитала. Доминантные СМИ пропагандируют эту доктрину, основанную на вере, а не на фактах. Корень проблемы заключается в классовом господстве и его практическом осуществлении государственной властью.

Если бы Испания проводила такую же налоговую политику, что и Швеция, испанское государство получило бы на 200 миллиардов Евро больше, чем имеет теперь. Имея эти миллиарды Евро, оно могло бы создать 5 миллионов новых рабочих мест (прежде всего в недоразвитом государственном секторе обслуживания - государственной службе здравоохранения, образования, дошкольного воспитания и прочих услуг всеобщего пользования). Если бы в этом секторе работала четвёртая часть взрослого населения (как в Швеции), вместо всего лишь десятой части (как теперь в Испании), то в Испании было бы создано 5 миллионов новых рабочих мест, что ликвидировало бы безработицу: в настоящее время в Испании до 5 миллионов безработных.

Во-вторых, налоговое стимулирование, применявшееся большей частью правительств этой группы стран в 2008 году, состояло в основном в сокращении налогов и перераспределительных платежах. И лишь мизерная доля стимулирования шла на создание рабочих мест (благодаря капиталовложениям муниципальных властей). Стимулирование экономики созданием рабочих мест не велось ни в одной из этих стран. Хуже того, сокращение бюджетного дефицита хотят достигнуть сокращением государственных расходов, а не увеличением налогов. Европейская Федерация Профсоюзов предлагала альтернативные пути сокращения дефицита, прежде всего путём увеличения налогов (возвратом к исходному состоянию, аннулировав сокращения налогов, введённые за последние 15 лет). Но классовое господство является могучей оппозицией этой альтернативной политике. Промышленный рабочий в Испании платит примерно 74% объёма налогов, которые платит промышленный рабочий в Швеции. Но 1% получателей самых больших доходов в Испании платит всего лишь 20% налогов, которые платит такой же 1% в Швеции. Именно так объясняется та страшно регрессивная налоговая политика в этих четырёх странах периферии ЕС-15 и чудовищное сопротивление переменам тамошних господствующих классов.

Таким образом, проблема государственного долга - в сущности политическая, а не экономическая или финансовая. Нынешняя ситуация неприемлема потому, что господствующие классы Европы и их союзники - руководство ЕС («тройка» Европейского Совета, Европейской Комиссии и Центрального Европейского Банка), пытаются ослабить трудовой народ, используя аргумент «давления финансовых рынков». Их цель в том, чтобы принудить трудящихся согласиться на громадные жертвы, которых господствующие классы жаждали уже много лет. Например, в Испании социалистическое правительство сокращает государственные расходы на социальные нужды, что помимо негативного влияния на экономический рост и сокращение спроса, мучительно для народных масс. Партии левее правящих социалистов чётко показали, что вместо любого из сокращений расходов на социальные нужды государство могло бы получить куда больше доходов селективным увеличением налогов, которые бы вовсе не затронули налогообложение большинства населения. Более того, они показали, что на доходы, полученные от таких налогов, можно было бы создать новые рабочие места в недоразвитом государственном секторе, в особенности - в системе социального обеспечения.

В-третьих, по сей день ни одна политическая группировка левых не потребовала выхода из Евро. Объясняется это тем, что Европа всегда была ориентиром для прогрессивных демократических сил. Например, в Испании под игом фашистской диктатуры Европа олицетворяла свободу, демократию и государство всеобщего благосостояния. Основанная на этом привлекательность Европы теперь блекнет, однако не особо быстро. Поэтому большая часть дискуссий идёт об исправлении регрессивности налоговой политики государства и выработке политики экономической экспансии как средств стимулирования экономического роста и создания рабочих мест. Но часть левых не верит, что это возможно, указывая на политику Миттерана как на пример того, что одна страна не в состоянии вести экспансивную политику. На то, что это неправильно, надо, конечно, указывать - хотя экспансивная политика на европейском уровне могла бы во многом и помочь. Однако это скорее всего невозможно сейчас из-за того, что в главных организациях ЕС господствует догматика неолиберализма.


Движение «индигнадос» - «возмущенных»

А тем временем возникло новое движение, которое ошарашило всех. Созданное поначалу молодыми безработными, оно получило громадную поддержку большинства населения. Его главная цель - изобличение отсутствия демократии как в Испании, так и повсюду в Европе, потому что правительства принимают решения, которые население вовсе не одобряет. Это движение нацелено на коренную проблему: на сущность демократии и на то, кого именно «представляют» органы демократической власти. Разумеется, правительство Испании встревожилось из-за этого движения. Кандидат правящей социалистической партии, желающий стать преемником Запатеро (испанского премьера с самой мизерной народной поддержкой за весь период демократического правления), призвал к повышению налогообложения банков, а банки - к помощи государству в деле решения налоговых проблем. Это уже существенно, потому что это предложение было сделано в ответ на бурю народного возмущения, направленного против банков и богачей. Народ видит, что финансовая и промышленная буржуазия использует «давление финансовых рынков» как способ добиться того, чего она всегда хотела: ослабления трудящихся. А что по-настоящему испугало истеблишмент, так это то, что опросы общественного мнения показали громадную симпатию к этому народному движению, даже среди широких кругов, поддерживавших консервативные партии. Ну поживём - увидим, что дальше будет.


- - - - - - -


Висенте Наварро - профессор государственной политики в Университете Джона Хопкинса и директор программы по государственной политике, совместно финансируемой Университетом Помпеу Фабра (Барселона, Испания) и Университетом Джона Хопкинса (Балтимора, Мериленд - США)


Автор благодарит Марту Тур, Микеля Кампа Соле и Марию Альвин за сотрудничество при подготовке этой статьи»

Комментариев нет:

Отправить комментарий