четверг, 19 ноября 2015 г.

РАДИКАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ И БИХЕВИОРИСТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

--

Общество: реальность и иллюзии

Выкладываю ниже мой перевод последней статьи проф. Скиннера - "Can Psychology Be a Science of Mind?" Эта статья была завершена вечером 17 августа 1990г., накануне кончины проф. Скиннера 18 августа. Она послужила основой его выступления 10 августа 1990г. на 98-м ежегодном съезде Американской психологической ассоциации (APA) в Бостоне и была написана для публикации в журнале American Psychologist. В силу этого её можно считать научным завещанием проф. Скиннера.

Для меня это удобная оказия подвести баланс деятельности проф. Скиннера, в особенности её фундаментальное, однако ограниченное значение для практики социалистической революции и построения социалистического общества, т.е. для бихевиористского социализма.

Чтение этой статьи показывает, что до самого последнего дня своей жизни проф. Скиннер так и не вышел из рамок экспериментального анализа поведения животных с одной стороны, и абстрактных философских дискуссий с когнитивистами - с другой. В его практической экспериментальной деятельности, к сожалению, отсутствуют интерес к особенностям поведения человека как общественного существа и стремление научно осмыслить человеческое общество и его проблемы как процесс и результат сложных оперантных взаимодействий между индивидами, называющихся общественными отношениями.

Даже в его утопическом романе "Уолден-Два" (главы13 и 14 из которого я перевел и выложил на этом блоге здесь: "ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - РАДИКАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ? (2)" - http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/08/2.html ), нет даже и намека на буржуазную социологию, не говоря уже о социалистической теории общества. Описываемая там община состоит из довольно чётко обособленных четырёх классов или даже каст - Планировщиков, Менеджеров, Рабочих и Учёных (Planners, Managers, Workers, Scientists), причём планировщики, организованные в Совет Планировщиков (Board of Planners), являются "правительством" этой общины. Это невольно вызывает в памяти знаменитую фразу из "Скотского хутора" Оруэлла: "Все животные равны, но некоторые более равны, чем остальные"... В общем, если задумка романа была хорошей, то его исполнение оказалось весьма банальным и традиционным, не раскрывающим всего творческого потенциала бихевиористской социальной инженерии, особенно в отношении создания общества действительно равных людей, общества истинной социальной справедливости - что является той самой проблемой, которую социалистическое учение так до сих пор практически и не решило.

Ну а после смерти проф. Скиннера бихевиористский анализ поведения (как это ни печально) не получил сколько-нибудь значительного дальнейшего развития и постепенно был оттеснён на обочину псевдонаукой - когнитивистской психологией.

С другой стороны, социалистическое учение (за исключением моих скромных усилий) так и не навело мостов к научному, бихевиористскому анализу поведения. Хуже того, в нашу мрачную эпоху реакции и социального регресса оно в значительной мере утратило своё былое влияние на общественные процессы. Из сферы политики его почти полностью вытеснили всяческие чисто буржуазные идеологические фальшивки либерастской, националистической, "имперской" и религиозной окраски, причём каждая из них имеет свои экстремистские, радикальные разновидности, являющиеся полем подрывной деятельности секретных служб и "НГО" Запада - от "демократа" Навального и "коммуниста" Удальцова до "мусульманских" (ваххабитских) такфиров-головорезов. А бывшие коммунистические партии сдали ленинские революционные позиции и дегенерировали в явные "социал-демократические" кормушки для профессиональных политиканов, например КПРФ Зюганова.

Социалистическое движение захирело, так и не преодолев своих дрязг и распрей: как старых - например, между Бакуниным и Марксом в 1-м Интернационале, вылившихся в раскол между анархизмом и скатившимся впоследствии в социал-демократический "реформизм" ортодоксальным марксизмом, так и более новых - например, между Троцким и Сталиным в партии большевиков после смерти Ленина, вылившихся в результате в ошельмование интернационалиста Троцкого сталинской кликой аппаратчиков, ликвидировавшей затем ленинский Коминтерн, что в свою очередь привело к брежневской маниловщине "мирного сосуществования" с капитализмом, логически завершенной ликвидацией Советской власти Горбачевым и Ельциным.

Короче говоря: очень многое в социалистическом движении шло вкривь и вкось уже с самого начала, и для создания действительно научного учения социализма как руководства к действию необходимо избавиться от старого хлама абстрактных философствований и демагогических "теоретических обоснований" курса, приведшего к нынешнему краху, и вернуться к истокам: к пониманию социализма как учения о социальной справедливости.

Исходя из факта оперантной сути общественного поведения, тут надо подчеркнуть прежде всего то, что в отличие от животных поведение человека как общественного существа управляется не только подкрепителями, действующими на "физиологию" - еда, питьё, секс, боль, и т.п., но и такими специфически общественными подкрепителями - "экономическими", т.е. собственность и нужда, и "политическими", т.е. власть (влияние) и зависимость. Эти подкрепители взаимозависимы и представляют собой единый комплекс, наиболее чётко проявляющийся в рабовладении, когда владение рабом и власть над ним практически тождественны.

Если Маркс строил свою теорию из анализа действия "экономических" подкрепителей в капиталистическом обществе, то Бакунин, признавая безусловную важность экономической стороны дела, отстаивал необходимость социалистического преобразования действия "политических" подкрепителей. Именно это подразумевает обычно неправильно понимаемая фраза: "Анархия - мать порядка". Ошибка тут заключается в том, что считают, что анархизм выступает за "свободу" в либеральном понимании - как личный произвол, хотя на самом деле "анархия" означает безвластие, т.е. отрицание такого произвола в отношении окружающих, и, следовательно, автономность личности, её независимость от кого и чего бы то ни было.

Имея такую максималистскую идеалистическую позицию, анархизм так никогда и не пошел дальше морализаторских сентенций о недопустимости угнетения и доминирования. А ведь реальность общественной жизни как раз и состоит из отношений зависимости - как односторонней, так и взаимной. Принципиально отвергая это, анархизм не только обрекает себя на бессилие, но и оказывается в опасной близости с буржуазной индивидуалистической идеологией либерализма и псевдонаукой когнитивистской психологией, носящейся с фикцией "автономной личности" как дурак с писаной торбой.

Заметим, что социализм допустил самые страшные ошибки не на экономическом, а на политическом поприще. Если марксизм после смерти Маркса выродился в предательскую соглашательскую социал-демократию, разоблачение которой - более поздняя заслуга Ленина, создавшего истинно революционный марксизм-ленинизм, то анархисты так и не создали жизнеспособной анархистской политической альтернативы и во всех революционных движениях были лишь "на подхвате", создавая лишь анархистские профсоюзы - синдикаты и участвуя лишь в локальном, муниципальном управлении.

Ну а большевизм, получив от Ленина возрожденную им теорию и практику марксистской "диктатуры пролетариата", как инструмента мировой революции, т.е. борьбы против капитализма в глобальном масштабе, уже в 1926-1927 годах практически отверг её, когда Бухарин, науськанный восточным интриганом и невежественным мещанином Сталиным, начал клеветническую кампанию травли Троцкого, выдвинув для этого пораженческий мещанский тезис о "победе социализма в одной стране". Всем известно, как бандюга "Коба" отблагодарил Бухарина за столь ценную помощь в борьбе за власть...

Итак, рассматривая "реально существовавший в СССР социализм", мы имеем перед собой весьма неприглядную картину постоянной и повсеместной борьбы за власть и привилегии, а также нередких злоупотреблений властью. Если отношения собственности и эксплуатации труда были правильно и конкретно проанализированы марксизмом, то проблемы сохраненных (!!!) отношений власти и подчинения, в особенности диктаторство, угнетение и репрессии замалчивались, их заметали под ковёр. Хуже того, лозунг культурной революции, которая по марксистской теории должна была бы как раз и решить внутриполитические проблемы социалистического общества, был в Китае цинично и лицемерно использован Мао Цзэдуном как орудие расправы над коммунистами, в частности, Лю Шаоци, которые критиковали Мао за его авантюристическую политику "большого скачка", закончившуюся позорным провалом. Ясно и ежу, что с такими "традициями" нечего и пытаться построить социализм.

Исходя из всего вышеизложенного, можно кратко сформулировать историческую задачу бихевиористского социализма так:
-- Возродить дискредитированное позорной капитуляцией советской системы учение социализма в истинно научной форме, целенаправленно использующей технологию оперантной социальной инженерии для создания социалистического общества - общества социальной справедливости, общества равенства (но не стандартизованного однообразия, характерного для капиталистического массового общества).
-- Для эффективного формирования оперантного поведения людей этого общества в целях развития их творческих и трудовых способностей нужно применение всех видов подкрепителей: физиологических, экономических и, разумеется, политических, причем с самого раннего детства.
-- Активному участию индивидов в общественной жизни (а не борьбе за власть и привилегии) нужно содействовать по-бихевиористски, т.е. при помощи поощрительного воспитания (прямой противоположности уродующего их традиционного, запретительного "воспитания", являющегося порождением отношений господства и неравенства, особенно в их идеологизированной форме религиозных верований и запретов).
-- Очевидно, что управление социалистическим обществом должно быть устроено совершенно по-новаторски. И Маркс, и Ленин считали необходимым сломать государственную машину, существующую при капитализме. Беда в том, что Сталин в 1930-е годы реанимировал труп царистской бюрократии "под себя", как нового царя. На этом все разговоры в СССР об истинно социалистическом управлении обществом испуганно притихли. Но этот вопрос надо решать, причём не столько с помощью психотерапевтов или Planners и Managers Скиннера, сколько продолжая линию мысли Ленина в его последних работах.


В психологии (нынешней когнитивистской психологии - в отраслях психологии групп, психологии управления, психологии индивидуального развития и воспитания, психологии массового внушения, социальной психологии и т.д) накоплена масса полезных конкретных опытных данных, которые нуждаются в бихевиористской реинтерпретации для того, чтобы их можно было применять как инструменты конструирования общественных отношений социалистического общества. Сейчас я использую бóльшую часть свободного времени как раз для чтения и реферирования соответствующей психологической литературы. К несчастью, там факты перемешаны с "теоретической" когнитивистской мурой, что затрудняет дело. По этой причине я немного притормозил опубликование переводов. На ближайшее будущее планирую выкладывать рефератики по отдельным "психологическим" темам с бихевиористской интерпретацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий