Наконец-то у меня
дошли руки и до этой очень важной темы. Материалом к ней являются три последних
видео интервью г-на Бощенко с проф. С.С. Губановым. Так как г-н Бощенко-Botchenko имеет своеобразные представления о том, как ведётся интервью и очень мешает
слушать проф. Губанова своими совершенно нелогичными репликами, то я приведу
здесь эти интервью с указанием наиболее важных по моему мнению моментов в
каждом из них, а затем сделаю немного критический отзыв о взглядах, излагаемых
проф. Губановым. Прошу его самого не обижаться на критику, ведь даже на Солнце
бывают пятна (хотя в настоящее время вот уже несколько месяцев их нет). Что
касается экономических воззрений проф. Губанова, то я не только некомпетентен
критиковать их, но и полностью с ними согласен; моя критика направлена на веру
проф. Губанова как экономиста в то, что экономика полностью определяет
социальное поведение людей и направляет ход истории. В этом деле даже Маркс
здорово перегнул палку. Моя критика - с бихевиористских позиций, расматривающих
экономику всего лишь как один, пусть даже очень важный аспект социального
поведения, который поэтому не может быть неким "базисом", который
якобы предопределяет все остальные стороны общественной жизни, как некую
"надстройку".
-
Итак, начнем.
Первым логично просмотреть ролик "Экономический экстремизм vs. абсурдизм" от 29.05.2019 продолжительностью
1ч. 03м. 49 сек, источник здесь: https:// www.youtube.com/watch?v=KZWgpdHzLcA :
-
Здесь, как и в
остальных своих интервью, проф. Губанов делает много интересных наблюдений и
совершенно правильных интерпретаций. Мне хотелось бы привлечь внимание публики
к одному очень важному тезису, который проф. Губанов высказывает с 43 м. 50
сек. до 50 м. 50 сек. Это тезис о том, что он называет "социальным"
или "суверенным" капиталом или высшей стадией развития капитализма,
особенность которой состоит в том, что (цитирую): "...он производит не
прибыль, а совокупную покупательную способность общества", и позже
поясняет, что "...социальный капитал является отрицанием
частнокапиталистической прибыли".
Вторым логично
просмотреть ролик "Финансовое торнадо Великой Российской Депрессии 2020"
от 27.10.2019 продолжительностью 50 м. 15 сек, источник здесь: https:// www.youtube.com/watch?v=QV_1t59xv8I :
-
В этом видео проф
Губанов в самом начале - с 3 м. 42 сек. до 6 м 6 сек. - делает интереснейшее
наблюдение о том, что уже с момента провозглашения сталиным 5 декабря 1936
"победы социализма" в СССР
началось (цитирую): "...непонимание экономического устройства страны,
продолжающееся и по сей день". Это - ценнейшее признание о сомнительной
научной ценности экономики, что вообще характерно для всех гуманитарных
"наук", являющихся если не проститутками, то по меньшей мере
безропотными рабынями любых властей, их идеологий и пропаганды.
Второе важное
место - с 6 м. 15 сек. до 11 м. 50 сек. - опять о сути "социального
капитала" и о новом поколении населения (буржуйской) России как о
потерянном поколении.
Третье
интереснейшее место - с 18 м. 20 сек. до 21 м. 00 сек - о "человеческом
капитале", который он в отличие от буржуазных пустобрёхов определяет очень
точно и экономически конкретно как (цитирую): "...человеческий капитал -
это капиталоёмкие, т.е. автоматизированные рабочие места технотронного уровня",
то есть как я это понимаю обобщенно, с исторической перспективой, это -
прогрессивные на каждом уровне развития производительных сил высоко
технологичные рабочие места. Здесь же проф. Губанов далее - до 23 минуты -
отмечает, что на Западе, конкретно в США, именно невозможность создания таких
рабочих мест была причиной очень медленного выхода из кризиса 2008 года. Жалко,
что проф. Губанов при этом вообще ничего не сказал о крайне реакционной,
регрессивной сути современного капитализма на Западе, которым безраздельно
правит паразитический финансовый капитал, и который-то совершенно слепо
копирует российский компрадорско-олигархический капитализм. Я делаю это
замечание здесь, чтобы не перегружать завершающий критический отзыв.
Четвёртое
примечательное место - с 41 мин. до 43 мин. - об этой самой российской
олигархии и о мистере Навальном как о "прохвосте". Я полностью
разделяю это мнение, равно как и сожаление проф. Губанова о том, что молодёжь
сделала этого обманщика и политического авантюриста своим кумиром.
И последнее,
очень важное место этого видео - с 44 мин. до 46 мин. 30 сек. - о том, что
(цитирую): "затяжной экономический кризис послесоветского режима,
начавшийся ещё при Горбачёве, стал теперь политическим кризисом режима", и
что следует опасаться того, что развитие событий в России может пойти по
деструктивному украинскому пути к утрате суверенитета и территориальной
целостности.
Ну и наконец
третье видео с данным г-ном Бощенко инфантильно-истерическим, в стиле Греты
Тунберг, названием: "Губанов: Они украли нашу ЖИЗНЬ!" от 05.08.2019
продолжительностью 58 м. 18 сек, источник здесь: https:// www.youtube.com/watch?v=dGmpPao_dDo :
-
Это видео
посвящено тогдашним демонстрациям молодёжи в Москве, к которым призывал мистер
Навальный. Оно наполнено общими рассуждениями о том, что олигархо-компрадорский
режим в условиях общественно-политического кризиса прекратил имитировать
"демократию" и своими репрессиями продемонстрировал свою
тоталитарно-фашистскую суть, характерную для всех проамериканских
марионеточных режимов во всём мире. Проф. Губанов считает эти демонстрации
(которые, кажется, теперь уже полностью забыты) молодёжи, выступавшей за
буржуазно-либеральные свободы, и направленные против них полицейские репрессии
"агонией режима" - термином, который я вывел в заголовок.
Но примечательных
на мой взгляд мест это видео не содержит, и я хотел бы лишь присоединиться к
высказанному проф. Губановым сожалению о том, что в отличие от московской интеллигентской
молодёжи трудящиеся России аполитичны и не борются организованно за свои
классовые интересы.
Ну а теперь
перейдём к той (ставшей общеобязательной в нашу реакционную эпоху) особенности
воззрений проф. Губанова, которая явно заслуживает критики. Эта особенность -
отход от позиций марксизма в оценке государства и капитализма. Для Маркса и
Ленина государство было прежде всего порождением классовой борьбы и
инструментом господства привилегированных классов над обездоленными классами,
подвергающимися насилию и экономической эксплуатации. С точки зрения марксизма
государство (любое!) является инструментом классового господства и борьбы за
прибавочный продукт, т.е. в условиях капитализма - инструментом присвоения
капиталистами прибавочной стоимости, создаваемой наёмным (а также рабским!) трудом.
Соответственно,
"социальный капитал" - это созданный буржуйской пропагандой так
называемый "оксюморон", то есть внутренне противоречивый, шизоидный
термин, служащий для того, чтобы охмурять трудящихся. Соответственно - как
строго доказал Маркс - целью капиталистического производства является прибыль,
поэтому капитал не может быть "социальным", не может быть (цитирую
проф. Губанова) "отрицанием прибыли". Вероятно, под этим термином
проф. Губанов подразумевает советские производственные отношения, избавленные
от паразитирования на них привилегированного класса государственной бюрократии
- созданной сталиным партийной номенклатуры. Проф. Губанов говорит о
"социальном капитале" как о производителе "совокупной
покупательной способности общества". Однако так как эти отношения - денежные,
то их нельзя назвать социалистическими, потому что деньги как положительный
оперантный подкрепитель являются мощнейшим источником индивидуализма,
неравенства, взаимного отчуждения людей и всех прочих шаблонов поведения,
противоречащих коллективистским общинным принципам социализма.
Короче говоря, капитализм
и социализм (как указывал Ленин в приведенной мною здесь http:// behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2019/12/socialism-and-civil-society-true-and.html
цитате) принципиально несовместимы, капитализм ни в коем случае не может
"войти в конвергенцию с социализмом", быть воистину
"социальным" государством. Вся эта дешевая буржуйская демагогия была
выброшена на помойку истории самими "неолиберальными" идеологами в
ходе реакционных "реформ" Рейгана и Тэтчер, ну так зачем же проф.
Губанов подбирает эту мусорную фальшивку?
Более того, государство,
являясь порождением и инструментом классового угнетения и господства, абсолютно
несовместимо со свободным, т.е. гражданским обществом. Государство
возникло как инструмент уничтожения общинно-племенного общества
("первобытного социализма") в ходе межплеменных войн, когда одно
племя побеждало другое и обращало побежденных в своих рабов. Рабство - это
верный спутник государства по всей истории человечества, от монументальных
свидетельств триумфов египетских фараонов над свободными племенами и
"Пелопонесской войны" Фукидида с описаниями поголовных казней всех
мужчин и обращения в рабство всех женщин и детей побеждённого полиса (это, в
частности, сделали афиняне, захватив остров Милос - тот самый, где в середине
19 века была найдена и вывезена в Париж знаменитая статуя "Афродиты
Милосской"), через уже капиталистическое плантационное рабство США и
прочих европейских колоний в Америке 18-го и 19-го веков к откровенно рабскому
труду - "тухте" (от немецкого слова "tüchtig") заключенных гитлеровских концлагерей и сталинского Гулага.
Рабство - это
последняя надежда буржуев в борьбе за максимальное выжимание прибавочной
стоимости (прибыли) из труда эксплуатируемых масс, и оно явно маячит на
горизонте нынешних гнусных времён варварского неолиберального глобалистского триумфа
проклятого западного империализма над остальным человечеством. Все войны после гибели СССР были
развязаны западным империализмом именно для разрушения суверенных государств,
погружения их в хаос гражданских войн, терроризма и просто уголовщины, чтобы
нищетой заставить их население работать за гроши на буржуев (как туземных, так
и западных), в том числе и как беженцы в странах метрополии Запада. Ту же самую
цель преследует и "микрокредитование", загоняющее людей в тупик
долгового рабства. И ежу ясно, что расейский компрадорский режим делает всё то
же самое в отношении "дорогих россиян" и мигрантов из бывших
центральноазиатских советских союзных республик.
При этом должен с
огорчением заметить, что проф. Губанов, подобно слишком многим другим "россиянам",
идеализирует западный капитализм. Ему я должен напомнить старую пословицу:
"Хорошо там, где нас нет." Западное буржуинство зверски закручивает
гайки на подвластном ему населении стран Запада, в частности, при помощи ввоза более
чем миллиона мигрантов - жертв агрессий Запада и его наёмного терроризма в
Ираке, Ливии и Сирии. Между арабами и африканцами, бегущими в Европу, и
узбеками и киргизами, бегущими в Эрэфию, нет никакой принципиальной разницы.
И в заключение -
о самом жутком, о "человеческом капитале". Я считаю уже само это
словосочетание не только безумным, но и антигуманным и кощунственным. Воля
Ваша, проф. Губанов, Вы можете называть "человеческим капиталом" так
называемые "технотронные рабочие места". Но должен возразить
Вам старой пословицей: "Хоть горшком назови, да только в печку не ставь."
Да и на самом-то деле проклятый западный капитализм плодит вовсе не
"технотронные рабочие места", а секретуток и прочий офисный планктон,
днями напролёт бездельничающий за экранами компьютеров. Это -
"тронные" безработные места, так как вся "техно" - работа
выполняется сотнями миллионов китайцев, индусов и т.п. трудолюбивых наёмных
рабов глобального паразитического капитала. Не случайно слова "раб" и
"работа" - однокоренные.
Поэтому должен принципиально
поставить знак вопроса на тезисе "экономического прогресса", который
в условиях капитализма - источник несчастий, а не счастья для всех людей.
Вполне можно назвать "человеческим капиталом" труд сотен тысяч рабов
на строительстве громадных пирамид для египетских фараонов и пирамид помельче -
для их наложниц и тогдашних бюрократов-олигархов. Но именно безумие
строительства гигантских пирамид было причиной того, что Египет пару столетий
спустя был завоёван кочевниками, а затем
(как житница древнего мира из-за разливов Нила) постоянно был объектом
вожделения "великих" завоевателей - Александра Македонского, римских
императоров, орд фанатических арабов-джихадистов и даже мамелюков - полчищ
туземных солдат-рабов, исторического прообраза нынешней поганой
варварской "росгвардии"...
Все
"величественные" монументальные безумства древности, от которых
теперь остались одни развалины - это порождение мании величия психопатов-правителей,
в случае римских императоров красочно описанных у Светония и Тацита. Эти
безумства делали тогдашнюю жизнь не только для рабов, но и для "свободных
граждан" воистину собачьей. Образ жизни раба иносказательно описан Апулеем
в замечательном романе "Золотой осёл" как жизнь юноши из
"хорошего семейства", превращенного волшебством в осла. А всё
зверство, ужас и одиночество "свободных римских граждан" мастерски
переданы нам в описаниях Аммианом бесконечных бунтов "черни",
провоцируемых многочисленными претендентами на императорский трон - бунтов,
которые своим безумием ничем не отличаются от "цветных революций",
"майданов" или нынешнего дьявольского культа смерти под названием
"extinction rebellion" -"бунт вымирания" - безумного "крестового похода
детей", возглавленного пубертирующей психопаткой Гретой Тунберг - безмозглой
марионеткой банкиров-миллиардеров.
Безумства
властителей древности принципиально ничем не отличаются он безумств нынешних
глобальных владык - Ротшильдов и подражающих им Гейтсов, Баффетов,
Соросов-Шорошей, Масков, Безосов и т.п. двуногой мрази - скотов, лишь внешне
похожих на людей. Уже только из-за этого все проблемы нынешнего мира можно
решить только одним способом - беспощадным уничтожением капитализма на всей Земле.
Напротив, псевдоэкологический
человеконенавистнический культ "бунта вымирания" имеет целью принести
миллиардерам сверхприбыли от торговли фиктивными "экологическими
кредитами" - результатом капиталистической монетизации всех природных
ресурсов планеты, заставив всё население Земли платить дополнительную дань
миллиардерам за потребление этих ресурсов в виде пищи, одежды, обогрева и т.п.
жизненно важных вещей, а в перспективе ввести налог на дыхание, потому что
человек потребляет кислород, а выдыхает углекислый газ - CO2, удобрение, крайне необходимое для жизни
растений, но преданное этим дьявольским культом анафеме.
Молодое поколение
должно знать, что при советской власти не было лавин консервных банок на
четырёх колёсах; вместо них при необходимости все буквально за копейки прекрасно
ездили на автобусах, троллейбусах, трамваях и электричках; и не было мусорных
полигонов размерами с Гималайские горы, потому что продукты были не в
многослойной цветастой пластиковой упаковке, а в многократно используемых
стеклянных банках и бутылках или упаковывались в один листок оберточной бумаги
или даже (на селе) в обрывки старых газет, которые потом шли на растопку печки
или за пару лет истлевали в компостной куче.
А принёс ли
капиталистический "экономический прогресс" что-либо хорошее населению
самогó "золотого Запада"? - Вот фотографии бездомных в Берлине -
поляков, прибалтов и самих немцев:
-
Хуже того,
повседневная жизнь в капиталистическом обществе насыщена не только взаимным
отчуждением и жутким одиночеством в толпе абсолютно чужих людей, но и затаённой
взаимной воистину звериной ненавистью в полном соответствии со славным боевым
кличем буржуйской сволочи: "dog eat dog" или
"человек человеку - волк".
Выход из кризиса -
не "человеческий капитал" и не "социальный капитал", а
социалистическая революция, социалистическая национализация средств
производства и бихевиористская культурная революция (о ней я много писал
раньше на этом блоге). Научно-технический прогресс в условиях капитализма
приносит человечеству не блага, а дополнительные страдания, например от новых
типов оружия или от вездесущей электронной слежки, держащей каждого "под
колпаком".
Для социализма
безусловно необходима бихевиористская культурная революция, то есть
коренное преобразование оперантной социальной инженерией всего образа жизни
людей, всей сети их повседневных социальных и межличностных отношений, всего
комплекса их поведения, состоящего из переплетения цепочек актов добровольного
поведения, обуславливаемых оперантным подкреплением.
Это
преобразование должно дать каждому реальное чувство общинной и родственной
принадлежности, чувство искренней дружбы, взаимопомощи и взаимной защиты -
короче, всех тех не измеримых деньгами благ социализма, которые принципиально
не доступны никому под властью капитала, даже властителям-олигархам, сидящим
взаперти в своих роскошных виллах и трясущимся от страха потерять наворованные
миллиарды, превратившиеся в абстрактную невесомую цифирь компьютерных счетов в
оффшорных банках.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий