среда, 11 ноября 2020 г.

ГРОССМАН: ЗАКОН АККУМУЛЯЦИИ КАПИТАЛА И КРАХА КАПИТАЛИЗМА 1

Начинаю выкладывать мой перевод книги Генрика Гроссмана "Das Akkumulations- und Zusammenbruchsgesetz des kapitalistischen Systems" - "Закон аккумуляции (капитала) и краха капиталистической системы", опубликованной в 1929 году, но которая нисколько не устарела, а напротив, логично объясняет на первый взгляд совершенно безумные политические и экономические явления, которые мы сейчас наблюдаем. Все разрушительные, людоедские и в определённой мере самоубийственные действия глобалистской закулисы мультимиллиардеров и их политических марионеток - буржуазных политиканов, оказываются вполне закономерными в свете теории Маркса о кризисах капитализма, чётко излагаемой и развиваемой далее товарищем Гроссманом в этой книге.

Империалистические войны Запада с разрушением целых государств и геноцидом целых народов; экономические агрессии Запада в виде произвольных "санкций", разрушающие старательно создававшуюся глобалистами мировую систему капиталистической экономики и эксплуатации слаборазвитых и периферийных экономик, особенно направленные против мотора капиталистической глобализации - Китая; безумие параноидальных затей "экологов", науськиваемых мошенником Соросом, дебилом "принцем Уэльским" & Co, истерически требующих прекратить использование ископаемого топлива и даже зарыть в землю получившийся из него углекислый газ под предлогом мнимого "глобального потепления"; шизофренический бред мнимой пандемии COVID-19, якобы вызванной коронавирусом - на самом деле одним из целого ряда возбудителей обыкновенных сезонных ОРЗ, от которых многие из нас температурят, чихают и кашляют зимой, а кое-кто и умирает - всё это беснование глобального капитализма получает логичное объяснение с точки зрения необходимости массивного уничтожения капитала в обстановке нынешнего депрессионного затяжного кризиса глобального капитализма.

Само собой разумеется, что это раздутое буржуйскими масс-медиями и политиканами беснование нацелено не на уничтожение капиталов виновников кризиса - банкиров-ростовщиков и финансистов-спекулянтов, аккумулировавших триллионы долларов, а на разорение всегдашних жертв капитализма - народных масс и буржуйской мелкоты.

Именно как иллюстрацию актуальности книги Гроссмана я и написал предыдущую блогозапись из трёх частей. Книга Гроссмана актуальна и как лекарство от варварского невежества мнимых "коммунистов-ленинцев", то есть сталинистов - https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/11/1.html , и как предостережение от готовящейся западным империализмом новой мировой войны - https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/11/capitalism-socialism-totalitarism-and.html , и как противоядие от неизбежно и неисправимо лживой, но тем не менее привлекательной для многих двуногих ослов (либерастов) буржуйской пропаганды - https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2020/11/capitalism-socialism-totalitarism-and_6.html .

До изложенной Гроссманом причины и сути происходящей ныне разнузданной вакханалии капитализма должны дотумкать все, кого за последние 30 лет оболванила капиталистическая пропаганда, и прежде всех прочих - взбалмошные хулиганы-сосунки (suckers), осатанело бегающие с погаными змагарофашистскими флагами по улицам Минска и по наущению лживой западной пропаганды пытающиеся погрузить в хаос и разорение свою Родину - Беларусь.

Так как свободное время у меня ограничено, то этот перевод растянется довольно надолго и его отдельные части будут появляться на блоге вперемежку с блогозаписями, посвященными другим темам.

* * *

Генрик Гроссман:

"ЗАКОН АККУМУЛЯЦИИ (КАПИТАЛА) И КРАХА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Предисловие

Настоящая книга представляет собой часть будущего, более крупного труда о тенденциях развития капитализма в теории Маркса, который вскоре появится. В основу этой работы положены лекции, подготовленные в 1926-7 гг. Институтом социальных исследований (Institut für Sozialforschung) для Франкфуртского университета.

Результаты моего исследования таковы: (1) впервые в истории метод, лежащий в основе «Капитала», был подвергнут реконструкции и (2) на этой основе важные положения теоретической системы Карла Маркса были представлены с принципиально новой точки зрения. Одним из новых открытий является теория краха (кризиса) капитализма, которая изложена ниже и является краеугольным камнем экономической системы Маркса. На протяжении десятилетий эта теория была в центре ожесточенных теоретических споров. Однако за все это время никто ни разу не попытался реконструировать или определить её место во всей системе в целом.

Было бы бесполезным трудом - множить догмы, окружающие марксизм, его новой интерпретацией и этим всего лишь подтверждать ту точку зрения, что марксизм стал исключительно предметом интерпретации. Я считаю, что неудовлетворительное состояние литературы о Марксе в конечном итоге коренится в том факте - который кое-кому может показаться странным - что до сегодняшнего дня никто не предлагал вообще никаких идей, не говоря уже о какой-либо чёткой идее, относительно метода исследований, применявшегося Марксом. Существует общая тенденция копаться в результатах его теории: они были в центре внимания как критиков, так и защитников. Но при этом его метод полностью игнорировался. Был забыт фундаментальный принцип любого научного исследования: каким бы выдающимся ни казался вывод, он бесполезен в отрыве от понимания того, каким образом он был получен. В итоге выводы могут стать предметом противоречивых интерпретаций только тогда, когда они полностью оторваны от того пути, который привел к их формулированию.

Правильное изложение метода исследований Маркса придется отложить до моей появления моей основной работы. Следующие короткие методологические замечания кажутся мне необходимыми только постольку, поскольку они имеют отношение к пониманию тезисов этой книги.

Реальный мир конкретных, эмпирически данных явлений - это то, что необходимо исследовать. Но сам по себе он слишком сложен, чтобы познавать его напрямую. Его познание доступно только поэтапно. Для этого мы делаем различные упрощающие допущения, которые позволяют нам понять внутреннюю структуру исследуемого объекта. Это первая ступень познания в применявшемся Марксом методе приближений к действительности. Это особый методологический принцип, который находит свое конкретное отражение в схемах воспроизводства Маркса, которые составляют отправную точку всего его анализа и которые уже лежат в основе аргументации первого тома «Капитала». Многочисленные допущения, связанные со схемами воспроизводства, таковы: что капиталистический способ производства существует в изолированном государстве (внешняя торговля игнорируется); что общество состоит только из капиталистов и рабочих (абстрагируясь от всех так называемых «третьих лиц» в ходе нашего анализа); что товары обмениваются по их стоимости; что кредит игнорируется; что стоимость денег предполагается постоянной и т. д. и т. п.

Ясно, что благодаря этим фиктивным предположениям мы в определенной мере абстрагируемся от эмпирической реальности, даже если нашей целью остается истолкование её самой. Отсюда следует, что выводы, сделанные на основе такой структуры предположений, могут иметь лишь чисто предварительный характер и, следовательно, за этой начальной стадией процесса познания должна следовать вторая, заключительная стадия. Любой набор упрощающих допущений должен сопровождаться последующим процессом корректировки, учитывающим элементы реальной действительности, которые сперва игнорировались. Именно так, поэтапно, исследование в целом приближается к сложным явлениям конкретного мира и становится адекватным им.

Однако произошло нечто почти невероятное: люди увидели, что Маркс работает с упрощающими предположениями, но они не заметили чисто врéменного характера начальных этапов работы и проигнорировали тот факт, что в методологическом построении его системы каждое из тех нескольких фиктивных упрощающих предположений было впоследствии устранено. Предварительные выводы были восприняты как окончательные результаты. Иначе совершенно невозможно понять то, как Э. Ледерер пытался критиковать метод Маркса. Он утверждал, что хотя упрощение является частью любой теории, но сам он не хотел бы заходить в этом направлении так далеко, как Маркс, потому что «чрезмерное упрощение только создает проблемы на пути нашего понимания. Если, подобно Марксу, мы предположим, что вся экономическая вселенная состоит только из рабочих и капиталистов, тогда сфера производства станет слишком простой.» [Lederer, "Konjunktur und Krisen", Grundr. d. Sozialökonomik, IV/I (Tubingen) 1925, стр. 368]

Таким явным непониманием метода Маркса объясняется то, почему Ф. Штернберг упрекает Маркса в том, что он «проанализировал капитализм с совершенно нереалистичым предположением об отсутствии некапиталистического сектора. Такой анализ работает с допущениями, которые не были действительными» [Sternberg, "Der Imperialismus" (Berlin), 1926, стр. 301]. К. Мухс заходит так далеко, что утверждает, что «Маркс явно предавался массовым оргиям абстрагирования» и ввел «невозможные вещи из-за иррациональных допущений, которые неизбежно разрушают любой анализ исторического процесса» [Muhs, "Anti-Marx" (Jena), 1927, стр. 10].

Любой, кто понимает суть метода Маркса, сразу же будет поражен совершенно поверхностным характером этого критиканства, и отпор ему был бы совершенно излишен. Также нетрудно понять, почему в нынешних дебатах о теории Маркса могла и должна была возникнуть величайшая путаница. Метод приближения Маркса к действительности определяется двумя этапами, а иногда даже тремя. Целые явления и проблемы рассматриваются как минимум дважды, сначала в рамках набора упрощающих допущений, а затем в их окончательной форме. До тех пор, пока это остается непонятной загадкой, мы будем постоянно сталкиваться с противоречиями между отдельными частями теории. Возьмем один пример: это источник знаменитого «противоречия», обнаруженного Бом-Баверком между первым и третьим томами капитала.

Проблема, рассматриваемая в этой книге, была проанализирована Марксом в три этапа. Вначале он исследует противоречия, определяющие процесс воспроизводства по его нормальной траектории, то есть он исследует простое воспроизводство. На втором этапе своего анализа он сосредотачивается на влиянии накопления капитала и его результате - тенденции к краху (кризису). Наконец, на третьем этапе Маркс исследует факторы, модифицирующие эту тенденцию.

Вопрос, который я исследую, заключается в том, обладает ли полностью развитый капитализм, рассматриваемый как исключительно преобладающая и повсеместно распространенная экономическая система, опирающаяся только на свои собственные ресурсы, способностью бесконечно развивать процесс воспроизводства на постоянно расширяющейся основе, или же этот процесс расширенного воспроизводства наталкивается на те или иные пределы, преодолеть которые он не может. При изучении этой проблемы необходимо учитывать моменты, характерные для капиталистического способа производства. С самого начала человеческой истории всегда была способность отдельного рабочего с его рабочей силой L приводить в действие значительно бóльшую массу средств производства M, что является показателем технического и экономического прогресса. Технологический прогресс и развитие производительности труда человечества напрямую выражаются в увеличении M по отношению к L. Как и любая другая форма экономики, социализм также будет характеризоваться техническим прогрессом в его непосредственно естественной форме отношения M к L.

Специфика сути капиталистического товарного производства проявляется в том, что это не просто трудовой процесс, в котором продукция создаётся компонентами производства - M и L. Напротив, капиталистическая форма товарного производства строится дуалистически - это одновременно процесс создания продукции трудом и процесс валоризации (установления её цены). Компоненты производства M и L выступают не только в их естественной форме, но одновременно и как соответствующие значения c и v (стоимости постоянного и переменного капитала). Они используются для производства суммы стоимостей w, но конечно, только при условии, что сверх потребленных величин c и v получается прибавочная стоимость s (то есть s = w - c - v). Капиталистическое расширенное производство или накопление капитала определяется тем фактом, что увеличение M по отношению к L происходит на основе закона стоимости. Этот закон принимает специфическую форму постоянного увеличения капитала c по отношению к сумме заработной платы v, так что оба эти компонента капитала непременно подвергаются оценке. Отсюда следует, что процесс воспроизводства может быть продолжен и расширен только в том случае, если вложенный, постоянно растущий капитал c + v может и далее обеспечивать получение прибыли s (прибавочной стоимости). Поэтому эта проблема может быть определена следующим образом: возможен ли подобный процесс в долгосрочной перспективе?

Нижеследующее исследование разделено на три главы. В первой главе дается обзор существующей литературы по теории кризисов Маркса и описываются взгляды более поздних марксистов на конец капитализма. Вторая глава представляет собой попытку реконструкции марксистской теории накопления и краха (которая является основным элементом теории кризиса) в ее чистом виде, без учёта «противодействующих тенденций». В заключительной главе делается попытка объяснить эти противодействующие тенденции, которые влияют на закон краха капитализма в его чистом виде. Таким образом, наша цель - установить определенное фундаментальное соответствие между действительной реальностью капитализма и этим законом в его чистом виде.

Здесь речь не идет о подробном описании реальных процессов, происходящих в условиях капитализма. Я принципиально воздержусь от изложения обширного и скорее исчерпывающего фактического материала. Эта работа носит теоретический, а не описательный характер. В той степени, в которой представлен фактический материал, цель состоит в том, чтобы проиллюстрировать различные теоретические положения и выводы. Я лишь попытался показать, как эмпирически устанавливаемые тенденции мировой экономики, которые рассматриваются как определяющие характеристики новейшего капитализма (монополистические организации, экспорт капитала, борьба за делёж источников сырья и т. д.), являются всего лишь вторичными внешними явлениями, проистекающими из сущности аккумуляции капитала как их первопричины. Благодаря этой внутренней связи можно использовать один принцип - марксистский закон стоимости, чтобы четко объяснить все явления капитализма, не прибегая к каким-то специальным нарочитым теориям, и пролить свет на его последнюю стадию - империализм. Мне не нужно доказывать тот факт, что это - единственная форма, в которой может быть ясно показана необычайная последовательность экономической системы Маркса.

Поскольку в этом исследовании я намеренно ограничиваюсь описанием только экономических предпосылок краха (кризиса) капитализма, позвольте мне с самого начала развеять любые подозрения в отношении «чистого экономизма». Нет необходимости тратить бумагу на связь между экономикой и политикой, так как эта связь очевидна. Однако, когда марксисты много писали о политической революции, они пренебрегали теоретическим рассмотрением экономического аспекта этого вопроса и не смогли оценить истинное содержание теории Маркса о крахе капитализма. Соответственно, моя единственная забота - восполнить этот пробел в марксистской традиции."

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий