пятница, 4 марта 2022 г.

ПАМЯТИ АННЫ АХМАТОВОЙ

 


5 марта - годовщина смерти Анны Андреевны Ахматовой. Память о ней должна быть жива в сердце каждого. Причины для этого воистину громадные.

Ведь по мощи поэтического дарования рядом с ней в русской поэзии можно поставить только А.С. Пушкина. Они - мастера русской поэзии. И больше никто. Конечно, у Лермонтова, Тютчева, Блока, Анненского, Маяковского, Мандельштама и Арсения Тарковского есть сильные, чистейшего звучания стихи, но в целом их творчество блекнет по сравнению с творчеством этих двух мастеров.

Но ещё важнее то, что послереволюционное творчество Ахматовой уникально как страстный протест и проклятие гнуснейшей традиции в России - традиции произвола и бесчеловечности государственной власти. Тут рядом с ней поставить вообще некого. Эта тема в поэзии Ахматовой - необходимый каждому компас, показывающий верный путь гражданственности и гуманизма, борьбы против деспотии, лицемерия, угнетения и лжи.

Но этот аспект творчества Ахматовой нельзя интерпретировать узко, как осуждение одной лишь сталинщины. Его значение для борьбы за права человека непреходяще. Сейчас уже совершенно очевиден ускоренный демонтаж демократии и гражданских свобод во всем мире, в особенности на якобы "демократическом" буржуйском Западе, где тенденция тоталитаризма вызвана глубочайшим, а возможно даже финальным кризисом капитализма как системы вследствие дефицита прибыльности сверхаккумулированных гигантских капиталов. Результатом политэкономического закона падения нормы прибыли за последние десятилетия стало нарастание самых зловещих фашистских тенденций - перерождение лицемерной буржуазной демократии в смехотворный кукольный театр марионеток - ставленников олигархии мультимиллиардеров и превращение "демократий" в полицейско-фашистские государства, что совершенно явно проявилось в глобальной афере фейковой "пандемии ковид", как в России, так и на Западе.

Я уже полностью уверен в том, что проклятый западный империализм, десятилетиями вскармливавший на Украине пещерный бандерофашизм, использует нынешний конфликт как предлог для раздувания новой Мировой войны в Европе, конечно же, по примеру гитлеровского нацизма, "ради защиты западной цивилизации от варварских русских недочеловеков".

Поэзия Ахматовой как предостережение против тоталитарного капитализма становится актуальнее и острее от года к году и даже от месяца к месяцу. Позвольте процитировать несколько отрывков из поэзии Ахматовой, которые как остро отточенная рапира пронзают самое мрачное средоточие жуткого сатанинского наваждения - циничного, уверенного в своей безнаказанности произвола и глумления "верхов" над "низами".

Из поэмы "Реквием":

"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

(...)

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

(...)

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною*."

Из "Поэмы без героя":

"Я забыла ваши уроки,
Краснобаи и лжепророки! -
Но меня не забыли вы.
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет
-
Страшный праздник мертвой листвы.
Только... ряженых ведь я боялась.
Мне всегда почему-то казалось,
Что какая-то лишняя тень
Среди них "без лица и названья"
Затесалась... Откроем собранье
В новогодний торжественный день.

(...)

Все в порядке; лежит поэма
И, как свойственно ей, молчит.
Ну, а вдруг как вырвется тема,
Кулаком в окно застучит, -
И откликнется издалека
На призыв этот страшный звук -
Клокотание, стон и клекот...
И виденье скрещенных рук.

(...)

Карнавальной полночью римской
И не пахнет. Напев Херувимской
У закрытых церквей дрожит.
В дверь мою никто не стучится,
Только зеркало зеркалу снится,
Тишина тишину сторожит
.

А со мною моя "Седьмая",
Полумертвая и немая,
Рот её сведен и открыт,
Словно рот трагической маски,
Но он черной замазан краской
И сухою землей набит.

(...)

Ты спроси у моих современниц,
Каторжанок, "стопятниц", пленниц,
И тебе порасскажем мы,
Как в беспамятном жили страхе,
Как растили детей для плахи,
Для застенка и для тюрьмы."

Из стихотворений:

"Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,-
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас."

* * *

"Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не помню берегов."

* * *

"А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
                    Ведь всё равно - вы с нами!..
Все на колени, все!
                    Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет."

* * *

"Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово,
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово."

Читайте Ахматову и помните её.

--

* Стена тюрьмы "Кресты" в Ленинграде (примечание behaviorist-socialist).

.



Комментариев нет:

Отправить комментарий