ИЛИ БАНКРОТСТВО ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ТРЕПОЛОГИИ
Арсений Гулыга (1921 - 1996)
Мне трудно писать о Гулыге потому, что
он один из очень немногих антикоммунистов,
которые достойны уважения. Конечно,
было бы проще простого обозвать его
"идеологическим гробокопателем",
но это было бы явной несправедливостью
и даже низостью. В силу того, что
пропагандировавшаяся им реакционная
"русская идея" имеет теперь
многочисленных приверженцев, одной
обидной кличкой от Гулыги и его "идеи"
не отпишешься. С ними надо разобраться
детально.
Арсений Гулыга был недюжинным и
интереснейшим человеком, и, если бы моя
судьба сложилась иначе, я вполне мог бы
стать его младшим единомышленником.
Меня в школе, в студенческие годы (хотя
я учился на биохимика) и позже неудержимо
тянуло к всяческому запретному чтению,
упрятанному от нас, советской интеллигентной
молодёжи, в спецхранах библиотек. И,
разумеется, мне таки удалось до выезда
из СССР в ГДР в 1983 году наглотаться
всяческого идеалистического "многомудрия"
пожелтевших дореволюционных книг,
усеянных ятями и "лишними" твердыми
знаками.
И если у Гулыги был репрессирован отец,
то у меня были репрессированы оба деда,
так что из-за моих "личных счётов"
с советской властью я вполне мог бы
стать "внутренним эмигрантом" и
даже бздиссидентом. Но меня судьба
миловала, и я смог ускользнуть за бугор
(в ГДР) из лап КПССовцев, которые своими
бездарностью, кумовщиной и лицемерием
уже к середине 1970-х годов
растлили советское общество. Этот гнилой
номенклатурный нарыв прорвался
катастройкой и прихватизацией - но слава
богу, без моего участия.
Как бы там ни было, но намерения Гулыги
были неизменно благими. И то, за что он
взялся, он выполнил безупречно. Он
вытащил из забвения и популяризовал
дореволюционную и белоэмигрантскую
идеалистическую мысль, прежде всего
своей книгой " Русская идея и ее
творцы". Именно благодаря Гулыге
теперь любой желающий может за пару
вечеров стать идеологически подкованным
расейским сторонником "самодержавия,
православия и народности", подключившись
к Интернету. А кто хочет копнуть поглубже,
тот может ознакомиться с немецкими
истоками этой якобы "исконно русской"
идеологии. Конечно, опять-таки у Гулыги,
в его книге "Немецкая классическая
философия".
Но
дальше этих "антиков" Гулыга не
пошёл, и даже считал, что дальше развивать
вовсе нечего, что якобы наступила
"постсовременность" (по-западному:
постмодернизм) с её / его мнимым "концом
истории" и, соответственно, концом
истории философии, и всем теперь надо
в обязательном порядке пережевывать и
усваивать "евхаристическую пищу
соборности". Критиковать идеи Гулыги
и его философских кумиров я не буду, а
просто отсылаю тех, кого интересует моя
точка зрения на идеалистическую
философию, к тексту Бухарина (см.
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2013/03/blog-post_11.html
), мнение которого о всяких Бердяевых,
Флоренских & Co
я полностью разделяю.
С другой стороны, я очень благодарен
Гулыге за его старания опубликовать
запрещенную Сталиным и Ждановым
научно-популярную прозу Михаила Зощенко
"Повесть о разуме / Перед восходом
солнца". В студенческие годы я с
громадным интересом прочёл её журнальную
публикацию и она оказала на меня глубокое
впечатление. Конечно, теперь я разделяю
выраженные там взгляды Зощенко далеко
не во всём, и особенно неубедительна
для меня ортодоксально-фрейдистская
концовочка этой повести.
Чем
же замечательны повести Зощенко? - Его
естественнонаучным подходом к проблемам
личности и общества, отвергающим
традиционные идеалистические пустозвонные
рассусоливания гуманитарных
"корифеев"-когнитивистов. Именно
за этот подход весьма невежественный
сталинский цербер Жданов обозвал Зощенко
"пошляком". И как раз именно такой
прагматический подход к поведению
человека я неустанно пропагандирую на
моем блоге. Изучение
поведения человека, включая общественное
поведение, должно в конце концов быть
поставлено на солидную естественнонаучную
основу, для него должна быть обязательной
экспериментальная естественнонаучная
методология.
Только после того, как бихевиоризму
будет дана возможность на равных правах
конкурировать в ВУЗах и научной периодике
с умозрительной когнитивистской
"психологией" - этой реакционной
схоластикой современности, можно будет
говорить о науках о человеке и обществе
как о полноценных науках, а не о
идеалистическом напыщенном словоблудии.
Но вернемся к Гулыге. Он, бесспорно, был
умный и честный человек, поэтому даже
вопреки вполне оправданной неприязни
к советской власти ему следовало бы
признать, что с точки зрения столь
дорогих ему этических, нравственных и
даже эстетических ("красота")
принципов социализм стоит несравненно
выше и капитализма, и помещичье-поповского
самодержавия. Нет, вместо этого Гулыга
всю свою жизнь оставался убежденным
сторонником замшелого (двухсотлетней
давности) идеализма Канта и его российских
дореволюционных и белоэмигрантских
эпигонов: от клерикала Флоренского до
фашиста Ильина. Ну так почему же он
наперекор всему (включая и карьерные
соображения) заключил в объятия
идеалистическую схоластику?
Ответ простой. Если для Ленина, Бухарина
и других настоящих коммунистов марксизм
был не догмой, а руководством к действию,
то для Сталина его банда чинуш и подхалимов
сделала из марксизма блюдо на его
индивидуальный вкус невежественного
и суеверного недоучки-семинариста -
омертвелую, окаменевшую догматику, не
имеющую никакой связи с действительностью.
Марксизм был превращен ими в схоластическую
идеологическую пустышку - и поэтому был
внутренне отвергнут Гулыгой и всеми
другими гуманитариями в СССР, не
утратившими интеллектуальной честности.
Рыба советского марксизма сгнила с
головы - только этим можно объяснить
горбачевско-ельцинскую свистопляску
антинародной катастройки и прихватизации.
Поэтому
не вина, а беда Гулыги, что он в созданной
Сталиным и его прихвостнями идеологической
пустыне присосался к другой идеологической
пустышке - клерикально-националистической
идеологии "русской идеи", которую
сварганили Бердяев, Ильин & Co
по тому же самому немецкому рецепту, по
которому Гитлер пытался соорудить свой
"национал-социалистический 3-й райх"
на костях покоренных народов, включая
русских.
Конечно, у Гулыги содержание "русской
идеи" более гуманно, чем, например, у
фашистоида Ильина. Гулыга бесконечно
повторяет своё любимое словечко
"соборность" - которое по сути
является не более, чем извращенной
копией пролетарской солидарности
марксизма! Но неужели может быть какая-то
"соборность" между ворюгой-олигархом
и бедолагой-"совком"??? Поэтому эта
пустозвонная и грубая демагогия
"классового мира" окуривается
густым дымом религиозного охмурёжа,
трепотни о "таинствах" и прочей
церковнославянской белиберде - чтобы
охмурить народ.
Любая, а особенно идеалистическая
система философии - это неизбежно
идеология. Она исходит из душных кабинетов
филозофов с их пропуканными креслами
и желает, не много не мало, восторжествовать
над "неучёной" реальностью,
общественной практикой. Филозофы
расставляют сети своих "многомудрых"
словес и загоняют в них всех зазевавшихся,
настаивая на том, что все якобы обязаны
"понять" их "гениальную систему",
а "понять" для них означает одно:
принять всю их ахинею целиком, без
вопросов и критики. А всех несогласных
и критиков они объявляют некомпетентными,
по принципу: "А, так ты ничего не понял?
Ну и дурак!"
Очень грустно, что Гулыга попал в их
сети, и свою творческую жизнь направил
по рельсам, проложенным следующим
дореволюционным, жутко пессимистическим
стихотворением:
"Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой..."
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой..."
Пропагандировавшаяся
Гулыгой "русская идея" не случайно
была идеологией побежденных "белых",
всей контры, которую смела прочь
Октябрьская революция. Только побежденные
и утратившие последнюю надежду на
активную деятельность в реальном мире
ищут утешения в евангельских фразах
вроде "Отвеща же им Иисус: Царствие
мое несть от мира сего" и юродиво
умиляются его же садомазохистским
советом подставлять под удар и вторую
щеку. Идеология Бердяева, Флоренского,
Ильина и иже с ними именно
из-за утерянной ими возможности активной
деятельности, участия в общественной
практике, в жизни своего народа -
русского народа - пошла витать в эмпиреях
и размазывать идеалистические сопли о
"прекрасном, божественном, предвечном"...
К несчастью, Гулыга так и не понял, что
заразился трупным ядом - упадочной
идеологией побежденных эксплуататоров,
идеологией пассивной бледной немочи,
идеологией без будущего. Именно поэтому
он своей "постсовременностью"
поплелся в хвосте у постмодернистов,
провозгласивших, что история якобы
закончила свой путь, и нам якобы предстоит
лишь скучное и унылое "повторение
пройденного". Но ведь это - идеология
буржуазного общества - общества
БЕЗ будущего, что теперь, в условиях
глобального экономического кризиса и
бесконечных войн, развязываемых западным
империализмом, стало ясно и ежу.
Показательна
реакция Гулыги в самом конце его жизни
на наступивший при Ельцине разгул
хамства и варварства. Он лишь слабо
отмахивается хилой
старческой ручкой от пакостников вроде
Ерофеева и Сорокина (цитирую): "Порой
встречаешься с утверждением, что все
эти мерзости есть проявление протеста,
андерграунда. Мол, в недавнем прошлом,
когда все было запрещено, единственной
отдушиной для писателя была выгребная
яма или иное отхожее место. Тащить нужник
в литературу - непростительный грех и
надругательство над подлинными
защитниками родной культуры."
Но ведь для того, чтобы никто не посмел
тащить литературу (и народ) в западный
нужник, необходимо показать народу
практически осуществимую альтернативу,
указать обществу путь в светлое будущее.
На это способен лишь социализм, который
извлёк уроки из ошибок и поражений
советской системы и марксизма - истинно
научный, бихевиористский социализм. А
идеология Гулыги на это неспособна, она
лишь отравляет души трупным ядом религии
и ностальгии по идеализированному
прошлому, в которое возврата НЕТ.
"Русская идея" Гулыги и его
белоэмигрантских кумиров - схоластика,
приманивающая к себе хитроплетением
высокопарных словес; поэтому она чурается,
как чёрт ладана, всех конфликтов, из
которых-то и состоит реальная жизнь.
"Русская идея" твердо знает, что
не способна решить проблемы повседневности,
что никогда не выдержит проверки
общественной практикой. Вся собранная
Гулыгой кунсткамера выспренных филозофов
прошлого с их воздушными замками не
имеет ничего полезного для жизни народа
России и поэтому витает, как стая
нетопырей, под закопченными церковными
сводами.
Народ России должен понять, что
клерикально-националистическая,
по-немецки ходульная и слащаво-сентиментальная
"русская идея" бесплодна для
общественной жизни, она - идеологический
тупик, у неё нет будущего, и поэтому её
место - на свалке истории.
Искренне Ваш,
behaviorist-socialist
Комментариев нет:
Отправить комментарий