понедельник, 10 ноября 2014 г.

ПАМЯТИ РИХАРДА ЗОРГЕ



--


Выкладываю мой перевод статьи "Nicht als Feind Japans" автора Klaus Eichner, опубликованной в газете "Junge Welt" от 1-2 ноября 2014 года.

Предварительно должен от себя заметить, что Рихард Зорге был одним из двух советских разведчиков, которые внесли решающий вклад в победу Советского Союза над фашистской Германией. Второй - это Шандор (Александр) Радо, работавший в Швейцарии и передавший в Москву информацию о планах летних наступлений гитлеровского вермахта в 1942 и 1943 годах, которая очень помогла подготовить Советскую Армию к победам под Сталинградом и на Курской Дуге. Интересно, что сообщениям Радо Москва тоже сперва не поверила, что привело поначалу к явному успеху наступления гитлеровцев на Сталинград. Под "Москвой" в этом контексте надо понимать НКВД и лично его главу, в ведении которого находилась советская разведка - небезызвестного Лаврентия Берию.

Я счёл нужным затронуть в связи с деятельностью Рихарда Зорге тему Берии потому, что в последнее время кое-кто в России (следуя идеологической линии российского "имперского" национализма) начал неумно превозносить "гений" этого сталинского палача, затушевывая восхвалением Берии (и Сталина) тот факт, что за дело Советского Союза против фашизма самоотверженно боролись - как в движении Сопротивления, так и в советской разведке многочисленные коммунисты самых разных национальностей, которые считали это своим интернациональным долгом. Кто не понимает, что идеология национализма насаждается Западом, потому что она самоубийственна для России как мультиэтнического государства, у того в голове не мозги, а г..но!

Насажденные прозападными силами "плюрализм" и "свобода слова" привели к тому, что масс-медии России теперь битком набиты лживыми, безответственными творцами сенсаций, причём к несчастью не только в лагере прозападных русофобов-космополитов, но и в лагере якобы "патриотов" и "государственников". Эти последние "творят" беспардонно некритические, глупейшие восхваления царской России и Советского Союза, которые на деле оказываются примитивными пародиями и засахаренными карикатурами, вовсе не содействующими очень нужному делу восстановления гражданского самосознания у населения России, а замутняющими и дискредитирующими его.

О Берии в этом ключе из калейдоскопа бессвязных обрывков старой кинохроники и уличных интервью у случайных прохожих был состряпан пустой и глупый фильм некоего Юрия Рогозина "Лаврентий Берия. Возвращение из небытия", который без представления документальных свидетельств пытается охмурить публику шарлатанскими бреднями "физиономистки" Минаевой и казахской шаманки Ахметжановой, "творя" из Берии некоего "супермена" и "универсального гения"... Разумеется, при этом я не оспариваю того, что Берия железной хваткой управлял эвакуацией и развитием советской оборонной промышленности в годы войны и созданием советской атомной бомбы после её окончания; это его несомненная заслуга. Но фильм Рогозина (содержащий совершенно невозможное "сенсационное" сравнение Берии с Павлом I - жалким выродком на троне) и по этой теме не содержит правдивого анализа личности и дел Берии, а даёт лишь штампованную агитку, лубочную картинку.

Но важнее всего я считаю то, что Берию вряд ли можно считать коммунистом. По сути он был "васточний чалвэк" вроде Сталина, прежде всего в своей жажде власти. Они оба не были ни коммунистами (в традиции Ленина), ни социалистами (в традиции Маркса). При этом  в отношении "культурного Запада" Берия имел антисоциалистических мещанских иллюзий не меньше, чем Сталин (безалаберно перекроивший послевоенную карту Восточной Европы, подначиваемый империалистом Черчиллем, хотя из лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" ясно следует, что никаких сепаратных "социалистических государств" быть не должно, а должен был быть создан единый мир социализма, на тогдашний момент включавший и всю Восточную Европу, и Китай).

Эти антисоциалистические иллюзии проявились в сдаче Западу по инициативе Берии (под благовидным предлогом "нейтрализации") советской зоны оккупации Австрии (окончательно отдана в 1955 году), а главное - в попытке проделать то же самое с советской зоной оккупации Германии, которая привела к организованному и спровоцированному западными "союзниками" мятежу 17 июня 1953 года, что и было главной причиной последовавшего затем смещения, ареста и расстрела Берии как сообщника западных империалистов.

Что же касается модных нынче вымыслов о том, что якобы "Хрущев убил Сталина", то они просто абсурдны. Кто имел и технические возможности, и мотив "убрать" Сталина, так это именно Берия, как многолетний глава НКВД, которому Сталин уже готовил участь его предшественника Ежова при помощи "мингрельского дела".

Те, кто ныне лживо пытается изобразить Хрущева как предтечу Мишки-Меченого ("Горби"), совершенно не правы. Предтечей "Горби" был как раз Берия, и Хрущеву пришлось расхлебывать последствия его предательской деятельности - в частности, последовавшего за сдачей зоны оккупации Австрии кровавого антисоветского мятежа в Венгрии в 1956 году. Набранная Берией и Сталиным по принципу личной преданности послевоенная советская разведка и дипломатия при этом совершила по меньшей мере преступную халатность, а возможно и явное предательство (как его однозначно совершили КГБшники, соучаствовавшие в безумных внешнеполитических интригах Горбачева-Шеварднадзе-Яковлева).

*  *  *
Клаус Айхнер:

"70 лет назад в Токио был казнён советский разведчик Рихард Зорге

Утром 7 ноября 1944 года охранник открыл тяжелую железную дверь одной из камер смертников в токийской тюрьме Сугамо. Человек, сидевший в камере, поднялся. Его уже неоднократно посещал директор тюрьмы. Но на этот раз - как осужденный на смерть понял по его напыщенным жестам - это, очевидно, был его последний визит. Так вот в какой день он умрет, в день праздника, но не для палачей, а для него, коммуниста доктора Рихарда Зорге: наступил день 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Рихард Зорге родился в 1895 году в Баку в семье немецкого инженера Вильгельма Зорге и его русской жены. По заданию Главного управления разведки Красной Армии (ГРУ) он уехал в Шанхай в начале 1930 года, а с 1933 года был официально аккредитованным немецким журналистом в Японии. Перед этим Зорге учился в Германии на "отлично" и работал на различных должностях в коммунистической партии Германии. Его книга "Германский империализм" считается одним из лучших марксистских анализов эпохи до 1933 года. Его стилю работы были присущи диалектическое мышление и точность анализа, что проявилось и позже в его работе разведчиком, когда ему удавалось даже из противоречивых обрывков информации отфильтровывать рациональное зерно и созданное краткое резюме передавать в Москву.

Зорге был вовсе не тем живописуемым во многих публикациях так называемым героическим супер-шпионом со строгим, конспиративным и аскетическим образом жизни. Он во многих случаях действовал неординарно, нарушая служебные предписания ГРУ и инструкции из Москвы, и часто выражал вполне откровенно, даже в кругу сотрудников германского посольства, свои симпатии к СССР. Он пил радости жизни полной мерой, и никогда не был угрюмым затворником.

Его работу разведчика поддерживала, между прочим, целая група, примерно 40 интернационалистов из разных стран. В группе «Рамзай» (названной по его псевдониму в ГРУ) активно участвовали 32 японца, четыре немца, два югослава и один англичанин. По меньшей мере в десяти радиограммах эта группа сообщила в Москву о готовящемся нападении германского вермахта на Советский Союз, причём в последние несколько раз с указанием конкретной даты нападения. Одним из трагических моментов социалистической разведывательной работе является то, что Сталин проигнорировал эти и другие информации из надежных источников, а сами источники очернил.

Влияние вместо шпионажа
Верный друг и боевой товарищ Зорге Хоцуми Одзаки был одним из ближайших советников премьер-министра князя Коноэ Фумимаро и имел доступ к сведениям о почти всех решениях, принимаемых на самом высоком правительственном уровне, в том числе и в тайной канцелярии японского императора. И ещё сверх того Одзаки мог оказывать влияние на эти решения.

6 сентября 1941 года в Токио на совещании императора с узким кругом приближенных было решено начать войну против США, Англии и Нидерландов. Анализ Зорге продемонстрировал, что японская армия была бы при этом не в состоянии бороться на втором фронте, направленном против Советского Союза. Более того, он выяснил, что геостратегические интересы Японии - по крайней мере, на данном этапе - направлены на юг Тихоокеанского региона. Исходя из этого он смог 14 сентября послать в Москву радиограмму о том, что японское правительство не нападёт на СССР, что восточная часть СССР на данный момент в безопасности. Благодаря этому советское военное командование смогло послать хорошо обученные и оснащённые дивизии Дальневосточного военного округа в Москву, которые внесли важный вклад в решающую битву под Москвой зимой 1941/1942 года. Британский историк разведки Филип Найтли (Knightley) написал так: "Группа Зорге оказала Советскому Союзу неоценимую помощь, которая (благодаря роли Одзаки в кабинете премьер-министра) состояла из смеси политического влияния и разведки. Можно даже утверждать, что радиограммы Зорге представляли собой лишь резюме того, чего они с Одзаки уже достигли - ведь они повлияли на решение Японии не нападать на Советский Союз. Сам Зорге несомненно считал, что политическое влияние его группы было более важным, чем его разведывательная деятельность."

Подход Зорге учит, что точное и своевременное понимание намерений и мотивов решений потенциальных противников можно получить только в том случае, если удастся использовать надежные источники информации из окружения лиц, принимающих решения. Эти источники тогда имеют как правило такое положение, что они не только просто выдают информацию, но и могут при их умелом "ведéнии" влиять на политические решения в направлении, внушаемом ведущим их разведчиком.

Роковой для Зорге оказалась не какая-нибудь его ошибка как разведчика, а слежка японской тайной полиции за японскими коммунистами-эмигрантами. Она смогла обнаружить одного из связных Зорге. Его помощник Одзаки был арестован 15 октября 1941 года, а сам Зорге - 18 октября.

Поздняя реабилитация
Спутница жизни Зорге, Ханако Ишии, после долгих поисков нашла в 1949 году место, где Рихард Зорге был зарыт японскими палачами. Она произвела кремацию его останков и похоронила прах в достойной его могиле на кладбище Тама в Токио. На обратной стороне надгробного камня высечено: "Здесь лежит герой, который отдал свою жизнь в борьбе против войны, за мир во всем мире. Родился в 1895 году в Баку, приехал в Японию в 1933 году, арестован в 1941 году, казнен 07.11.1944."

В 1997 году после многих лет усилий десять адвокатов в Японии добились того, что прокуратура Иокогамы сняла с Зорге обвинение в шпионаже. Тем самым японская юстиция выразила согласие с той позицией, которую Зорге занимал в своём процессе перед японским обвинителем, согласно которой его не следует рассматривать как врага Японии, потому что он не был шпионом в традиционном смысле. Вот слова Зорге: "Советский Союз не желал никаких политических конфликтов или военных столкновений с другими странами, в особенности с Японией, и не намеревался нападать на Японию. Следовательно, меня и мою группу очевидно не следует считать врагами Японии. Мы полностью отличаемся от того, что традиционно понимается под словом "шпион". Шпион Англии или США - это тот, кто выискивает слабые места в политике, экономике и армии Японии как объекты для нападения. Но это не было нашим намерением, когда мы собрали сведения о Японии".


Комментариев нет:

Отправить комментарий