среда, 2 апреля 2014 г.

СТАНИСЛАВ ЛЕМ: "ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС"

(Отрывок из фантастической повести)

"- Вы думаете, нас обрабатывают психохимикатами?

- Почему бы и нет? Чего проще - взять и распылить аэрозоль через климатизатор конференц-зала.

- Что бы вы ни решили, общество не обязательно это одобрит. Люди не примут всего безропотно.

- Дорогой мой, культура уже полвека не развивается стихийно. В ХХ веке какой-нибудь там Диор диктовал моду в одежде, теперь же все области жизни развиваются под диктовку. Если конгресс проголосует за деташизм, через несколько лет будет неприлично иметь мягкое, волосатое, потливое тело. Тело приходится мыть, умащивать и прочее, и все-таки оно выходит из строя, тогда как при деташизме можно подключить к себе любые инженерные чудеса. Какая женщина не захочет иметь серебряные фонарики вместо глаз, телескопически выдвигающиеся груди, крылышки, словно у ангела, светоносные ляжки и пятки, мелодично звенящие на каждом шагу?

- Тогда знаете что? - сказал я. - Бежим! Запасемся едой, кислородом и уйдем в Скалистые горы. Каналы "Хилтона" помните? Разве плохо там было?

- Вы это серьезно? - как будто заколебавшись, начал профессор.

Я - видит бог, неумышленно! - поднес к носу ампулу (с отрезвином), которую все еще держал в руке. Я просто забыл о ней. От резкого запаха слезы выступили у меня на глазах. Я стал чихать, а когда открыл глаза снова, комната совершенно преобразилась. Профессор еще говорил, я слышал его, но, ошеломленный увиденным, ни слова не понимал. Стены почернели от грязи; небо, перед тем голубое, стало свинцово-бурым, оконные стекла были по большей части выбиты, уцелевшие покрывал толстый слой копоти, исчерченный серыми дождевыми полосками.

Не знаю почему, но особенно поразило меня то, что элегантная папка, в которой профессор принес материалы конгресса. превратилась в заплесневелый мешок. Оцепенев, я боялся посмотреть на её владельца. Заглянул под письменный стол. Вместо брюк в полоску и профессорских штиблет там торчали два скрещенных протеза. Между проволочными сухожилиями застряла щебенка и уличный мусор. Стальной стержень пятки сверкал, отполированный ходьбой. Я застонал.

- Что, голова болит? Может, таблеточку? - дошел до моего сознания сочувственный голос. Я превозмог себя и поднял глаза на профессора.

Немного же осталось у него от лица! К щекам, изъеденным язвами, приклеились обрывки ветхого, гнилого бинта. Разумеется, он по-прежнему был в очках - одно стеклышко треснуло. Не шее из отверстия после трахеотомии торчал небрежно воткнутый вокодер, сотрясавшийся в такт голосу. Пиджак висел старой тряпкой на грудной клетке; помутневшая пластмассовая пластинка закрывала отверстие в левой ее части, где серо-фиолетовым комком колотилось сердце, в рубцах и швах. Левой руки я не увидел, а правая - в ней он держал карандаш - оказалась латунным протезом, позеленевшим от времени. К лацкану был наспех приметан клочок полотна с надписью красной тушью: "Мерзляк 119 859 / 21 транспл. - 5 брак." Глаза у меня поползли на лоб, а профессор - он вбирал в себя мой ужас, как зеркало, - осекся на полуслове.

- Что?.. Неужели я так изменился? А? - произнес он хрипло.

Не помню, когда я успел встать, но я уже рвал на себя дверную ручку.

- Тихий! Что вы? Куда же вы, Тихий! Тихий?!! - отчаянно кричал он, с трудом поднимаясь из-за стола. Дверь поддалась, и тут же послышался страшный грохот - профессор, потеряв равновесие от резких движений, рухнул. С хрустом рассыпались по полу его искусственные суставы и позвонки. Но я уже несся по коридору, как будто за мной гнались фурии.

(...)

Я остановился у открытого настежь окна и сделав вид, будто привожу в порядок костюм, посмотрел вниз. Сначала мне показалось, что на заполненных тротуарах нет ни одного живого существа, но я просто не узнал прохожих. Их прежний праздничный вид бесследно исчез. Они шли поодиночке и парами, в жалких обносках, нередко с бандажами, перевязанные бумажными бинтами, в одних рубашках; тела их явственно покрывали пятна, спины заросли щетиной. Некоторых, по-видимому, выпустили из больницы по каким-то срочным делам; безногие катились на досочках-самокатах. Я видел уши дам в слоновьих складках, ороговевшую кожу их кавалеров, и старые газеты, пучки соломы и мешки, которые прохожие носили на себе с шиком и грацией; те же, что покрепче и поздоровее, во весь опор бежали по мостовой, время от времени нажимая на несуществующую педаль газа. В толпе преобладали роботы - с распылителями, дозиметрами и опрыскивателями. Они следили, чтобы каждый прохожий получил свою порцию аэрозольной пыльцы...

(...)

Вцепившись намертво в подоконник, глядел я на улицу с ее непрестанным движением, оживлением, бодростью - единственный зрячий свидетель. Но в самом ли деле единственный? Жестокость спектакля, казалось мне, требовала второго зрителя - его режиссера; ничего не отнимая у этих жанровых сцен, он придал бы им смысл как верховный распорядитель блаженной агонии - чудовищный, но все-таки смысл. Маленький авточистильщик обуви, суетясь у ботинок какой-то старушки, то и дело подсекал ее под колена; старушка грохалась о тротуар, поднималась и шла дальше, он валил ее снова, и так они скрылись из виду, он - механически упрямый, она - энергичная и уверенная в себе. Часто роботы заглядывали прямо в зубы прохожим, должно быть, для проверки результатов опрыскивания - но выглядело это не так. На каждом углу торчало множество безроботников и роботрясов, откуда-то сбоку, из фабричных ворот после смены высыпали на улицу роботяги, кретинги, проробы, микроботы. По мостовой тащился огромный компостер, унося захватами своего лемеха всё, что попадется; вместе с трупьём он швырнул в мусорный бак старушку; я прикусил пальцы, забыв, что держу в них нетронутую еще ампулу (с другим, более сильным отрезвином) - и сжег себе горло.

Все вокруг задрожало, глаза заволокло мутной пеленой, бельмом, которое постепенно снимала невидимая рука. Окаменев, смотрел я на совершающуюся перемену, в кошмарном предчувствии, что теперь реальность сбросит с себя еще одну оболочку (психохимического миража); как видно, ее маскировка началась настолько давно, что более сильное средство могло лишь сдернуть больше покровов, дойти до более глубоких слоев (фальсификации действительности) - и только. В окне посветлело, побелело. Снег покрывал тротуары - обледенелый, утоптанный сотнями ног; зимним стал городской пейзаж; витрины магазинов исчезли, окна были заколочены гнилыми досками. Вокруг царила зима; с притолок, с лампочек бахромой свисали сосульки; в морозном воздухе стоял чад, горький и синеватый, как небо вверху; в грязные сугробы вдоль стен вмерз свалявшийся мусор; кое-где чернели длинные тюки или, вернее, что-то, одетое в тряпьё. Пешеходная рябь пинала их, сдвигала в сторону, туда, где стояли проржавевшие мусорные контейнеры; снегопада не было, но чувствовалось, что недавно он шел и пойдет снова; я вдруг понял, кто исчез с улиц: роботы. Исчезли все до единого! Их засыпанные снегом остовы валялись на тротуарах - застывший железный хлам рядом с лохмотьями, из которых торчали пожелтевшие кости. Какой-то оборванец устраивался в сугробе, словно в пуховой постели. Лицо его выражало довольство, как будто он был дома, в тепле и уюте. Так вот что значил тот странный озноб, та прохлада, которая время от времени приходила откуда-то издалека, даже если вы шли серединой улицы в солнечный полдень (оборванец уже приготовился к долгому-долгому сну), так вот оно, значит, что.

Вокруг, как ни в чем не бывало, копошился людской муравейник, одни прохожие опыляли химикатами других, и по их поведению легко было догадаться, кто считает себя человеком, а кто - роботом."

Комментариев нет:

Отправить комментарий