среда, 1 апреля 2015 г.

"ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ"? ДА НЕУЖЕЛИ? И КОГДА? - 2

--

(стр. 207 и далее):
"В небольшом итальянском городе Перужде жил доктор Алоизий Лильо (Джильо). Врачи тогда изучали не только медицину, но и другие науки. Коперник также был врачом, а Лилио увлекался математикой. В 1576 году он разработал прект исправления календаря, простой и удобный.

От Никейского собора (325 год) прошло уже больше 1250 лет. За это долгое время весеннее равноденствие, понемного отступая, успело перекочевать по юлианскому календарю на десять дней назад - к 11 марта. Надо было, во-первых, вернуть равноденствие к 21 марта, а во-вторых, так прочно прикрепить его к этой дате, чтобы оно больше не пятилось.

Проще всего, рассуждал Лилио, пропустить в календарном счете накопившиеся десять лишних дней, и порядок будет восстановлен. Но как сохранить его, чтобы он и в будущем не нарушался?

Для этого нужно было согласовать календарный год с солнечным, освободиться от тех каверзных минут, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, многовековые споры о неурочном празднике пасхе. Вот здесь-то и помогло новое учение Коперника. (Вернее - Кеплера и Тихо Браге - примечание behaviorist-socialist) Теперь можно было точнее вычислить продолжительность года.

По этим расчетам выходило, что в юлианском календаре год (в среднем 365 суток 6 часов) длиннее солнечного на 10 минут 40 секунд. За сколько же времени из этого излишка набегут целые сутки? Легко подсчитать: за 135 лет.

Значит, справедливо решил Лилио, нужно исключать из юлианского календаря один день через каждые 135 лет. Но это очень неудобное число, и Лилио нашел более удачный выход: за 400 лет наберется приблизительно трое лишних суток (400:135).

Если в течение четырех веков устранять из календаря три дня, все будет в порядке: весенние равноденствия уже не станут больше пятиться от 21 марта.

От каких же трех дней избавиться? Лучше всего урезать три високосных года, считая их простыми - по 365 суток вместо 366. Но и эту операцию нельзя делать наобум, надо укороченные високосы распределить равномерно в течение 400 лет, иначе весенние равноденствия снова расстанутся с 21 марта.

И здесь Лилио придумал очень простое и остроумное решение: он выбрал для "усекновения" те високосные годы, которые завершают век. По юлианскому календарю все такие сотые годы - високосные. Лилио предложил некоторые из них считать простыми, а именно те, что не делятся без остатка на 400. Так, например, 1600 (и 2000) год - високосный, а 1700, 1800, 1900 годы - простые.
(...)
Лилио умер, так и не дождавшись календарной реформы. Предложенный им проект был представлен его братом, без возражений одобрен специальной комиссией и утвержден папой Григорием XIII. Его святейшество соизволил в 1582 году предписать, чтобы после 4 октября считать не 5-е, а сразу 15-е число.

При этом не была нарушена последовательность дней недели: по юлианскому календарю 4 октября 1582 года пришлось на четверг, а следующее за этим днем 15 октября по григорианскому календарю засчитали пятницей. И теперь один календарь отличается от другого только числами месяцев, а не днями недели. Календарная комиссия боялась нарушить астрологическую неделю и сохранила ее в неприкосновенности, так же как и древние названия месяцев - по языческим божествам и числительным, не соответствующим своему смыслу (декабрь - теперь не "десятый", а двенадцатый месяц года - примечание behaviorist-socialist ).
(...)
И снова свершилась обычная несправедливость: как в свое время календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном, стал именоваться юлианским, так и новый календарь, созданный Лилио, незаслуженно был назван григорианским.

А ведь у Григория XIII и без того было достаточно "славы". Едва заняв папский престол в 1572 году, он благословил страшную Варфоломеевскую ночь - массовые религиозные убийства, начавшиеся во Франции. Католики, вероломно заманив в Париж своих противников - гугенотов, в ночь на 24 августа (день святого Варфоломея) умертвили больше двух тысяч человек, и это было только началом. После папского благословения примеру столичных изуверов последовали провинциальные фанатики и за две недели убили около 30 тысяч гугенотов.

Папа торжественно отпраздновал эту страшную "победу" католической церкви благодарственными молебнами под аккомпанимент колокольного трезвона и пушечных салютов. В честь достопамятного злодейства была выбита медаль, а так называемая царская зала Ватикана украшена картинами и фресками, изображавшими кровавые побоища.

Двурушный и лицемерный Григорий XIII не гнушался самого подлого коварства. Он уговаривал московского царя Ивана IV принять католическую веру и распространить её в России. Одновременно папа подстрекал польского короля Стефана Батория начать войну против России, обещая ему помощь."

(стр. 248 и далее):
"В конце 1725 года в тогдашней столице Петербурге (ныне Ленинград) открылась императорская Академия наук. Сначала только она имела право издавать месяцесловы и первый напечатала в 1727 году. Сколько ни издавалось после этого календарей, все они строго придерживались старого (юлианского) стиля. Лишь через 100 лет возникла мысль о том, не пора ли перейти на новый стиль.

В1820 году академия поручила особому комитету из крупнейших ученых разработать проект реформы. После недолгих обсуждений комитет предложил ввести григорианский календарь. Но высшее духовенство решительно воспротивилось - поому-де, что будут "повреждены пасхалии". Министр просвещения князь Ливен поллержал церковников и указал, что "вследствие невежества народных масс неудобства реформы превысят ожидаемые выгоды".

В то время - мрачное царствование Николая I - даже такое безобидное нововведение казалось недопустимым вольномыслием. И богобоязненный князь доложил Николаю, что исправление календаря "несвоевременно и может произвести нежелательные волнения и смущение умов".

Министр хорошо знал настроения царя. Николай I, и без того напуганный восстанием декабристов, панически боявшийся нового заговора, соизволил написать на докладе: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы". С тех пор новые проекты календарной реформы даже и не рассматривались: разве можно менять порядок, освященный многовековой традицией?

Решение царя больше всего обрадовало духовенство и других защитников давно уже обветшавших порядков. Эти реакционеры запугивали простых, неграмотных людей грозной опасностью реформы: даже такие бедствия, как страшная эпидемия холеры, разразившаяся в 1830 году, - ничто в сравнении с "переворотом", который может совершить новый календарь.

Прошло больше полувека. Незадолго до начала XX столетия, в 1899 году, Русское астрономическое общество создало календарную комиссию. Были в ней представители разных учреждений, в том числе и высшего церковного органа - святейшего синода. Близко к сердцу принял вопрос о реформе наш великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев, постоянный член комиссии. Но, как и во всем, всегда трудно было договориться представителю науки с "делегатом" синода.

"Юлианский календарь - языческий, и христианство его вовсе не коснулось", - вынуждена была отметить комиссия. Далее она пояснила, что "о всех событиях вообще, о великих же христианских в особенности, мы вспоминаем не в те дни, когда они случились, а позже, и это запаздывание все увеличивается".

Казалось бы, в интересах самой церкви исправить календарь, но против этого стал возражать представитель синода, профессор духовной академии В.В. Болотов. И все по той же причине: сроки наступления пасхи утверждены Никейским собором и никак нельзя праздновать христианскую пасху одновременно с еврейской. Григорианский календарь это правило нарушает, а по юлианскому такого страшного совпадения быть не может. Поэтому необходимо сохранить старый стиль.

Напрасно Менделеев убеждал, что дела церковные не должны касаться гражданского календаря, напрасно он терпеливо разъяснял необходимость календарного единства со всем миром. Профессор от богословия упрямо стоял на своем. Споры привлекли широкое внимание, и в газетах появились статьи о неотложности реформы.
(...)
Дело принимало нежелательный для церкви и правительства оборот. Как бы потихоньку прикончить существование комиссии, которая только зря будоражит народ? Для этого был придуман ловкий трюк.

Царь Николай II поручил обсуждение реформы Академии наук: она, мол, занимается этим вопросом с1830 года - ей и карты в руки! Конечно, академия могла бы послать своих представителей в уже существующую комиссию или привлечь ее членов для совместной работы. Но вовсе не для работы "по высочайшему соизволению" была потревожена Академия наук...

И цель была достигнута: 21 февраля 1900 года закончилось существование "Менделеевской" комиссии, а через десять дней начала бездельничать новая - академическая. Ей прежде всего было предложено "принять во внимание соображения князя Ливена" - семидесятилетней давности! Попросту говоря, молчаливо предписывалось задержать календарную реформу, если нельзя совсем отказаться от нее. Николай II был достойным подражателем своего прадеда - Николая I.

Наступил 1900 год, и российский календарь еще больше отстал от европейского. (...)
Всё это очень удобно объединяется в следующей таблице:

Юлианский календарь
Григорианский календарь
Разница
5 октября 1582 г
15 октября 1582 г.
10 дней
19 февраля 1600 г.
29 февраля 1600 г.
10 дней
19 февраля 1700 г.
1 марта 1700 г.
11 дней
18 февраля 1800 г.
1 марта 1800 г.
12 дней
17 февраля 1900 г.
1 марта 1900 г.
13 дней
17 февраля 2000 г.
1 марта 2000 г.
13 дней
16 февраля 2100 г.
1 марта 2100 г.
14 дней

Когда в России было 1 марта 1900 года, в Западной Европе считали уже 14-е число. Это приводило к забавным нелепостям. Представьте себе, что 20 марта из Парижа вам послана телеграмма, а вы получаете ее 7 марта - почти на две недели раньше, чем она была отправлена.

Поэтому в международной переписке и в газетных сообщениях приходилось указывать двойную дату, например: 1/14 марта, или 20 апреля/3 мая, или еще длиннее - 20 декабря 1900 года/2 января 1901 года.

Недоразумения из-за этой путаницы порой осложняли международные сношения, особенно работу почты, телеграфа, транспорта; в тороговых договорах приходилось указывать, по какому календарю назначаются сроки. министерство иностранных дел, военный и торговый флот, астрономическая и метеорологическая служба перешли на новый стиль, а вся страна жила по старому.

Очень неудобно жить по двойному календарю, но вопрос о его реформе "застрял" в Академии наук. Президентом академии был тогда один из многочисленных родственников царя Николая II - великий князь К.К. Романов.

На первом заседании календарной комиссии 2 марта 1900 года князь изволил пожелать, чтобы ей "удалось преодолеть всякие препятствия, не внося смуты или сомнения в народную совесть". Но при этом высокий президент вежливо предупредил: "Если изменение календаря не найдет оправдания в узаконениях церкви, то нашим желаниям суждено разбиться о вековечные ее устои".
(...)
После первого заседания в 1900 году она вновь собралась лишь через шесть лет и на этом закончила свою бесполезную "деятельность". А в январе 1917 года сама Академия наук упразднила эту бесплодную комиссию. Прошло еще больше года, прежде чем затянувшаяся реформа была наконец осуществлена."

(стр. 253 и далее):
"На одном из первых заседаний Советского правительства - было это через три недели после (Октябрьского вооруженного) восстания, 16 ноября (старого стиля), - обсуждался вопрос о календарной реформе, а 24 января 1918 года В.И. Ленин подписал декрет о введении западноевропейского календаря.
«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» предписывалось после 31 января считать не 1-е, а 14 февраля.


У нас 1918 год укоротился на 13 дней, и даты, естественно, передвинулись вперед на другие числа. Первая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции праздновалась уже не 25 октября, а 7 ноября. Но в память об октябре 1917 года по старому календарю, когда впервые на Земле народ взял власть в свои руки, весь мир называет нашу революцию Октябрьской."

Комментариев нет:

Отправить комментарий