вторник, 3 апреля 2018 г.

МАРКСИЗМ - ПРЕДТЕЧА БИХЕВИОРИСТСКОГО СОЦИАЛИЗМА





Перед тем, как выложить очерк бихевиористско-социалистического понимания истории, обещанный мною здесь http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2018/03/fao-those-who-want-to-leave-russia.html , необходимо дать общую картину марксистского понимания истории, то есть исторического материализма. Это необходимо потому, что молодое поколение лишено доступа к этим знаниям, которые для нас, выросших в СССР, были обязательными.


Я не нашёл подходящего краткого очерка на русском языке, и поэтому выкладываю ниже немного изменённый и дополненный мною перевод компиляции отрывков из следующих статей англоязычной "Википедии": "Historical materialism", "Marx's theory of history", "Philosophy of history" и "Historicism". Я был вынужден делать этот перевод, потому что при сравнении с соответствующими статьями русскоязычной "Википедии" оказалось, что последние излагают тему не только примитивно и схематически, но и извращённо; в частности, обнаружилось весьма значительное расхождение по смыслу даже в приводимых там цитатах переводов Маркса и Энгельса на русский язык при сверке с текстами на английском и немецком языках, которые практически не отличаются друг от друга по смыслу. Однако мне сейчас вовсе не до того, чтобы наново переводить Маркса и Энгельса на русский...

*  *  *
"Исторический материализм - это методология марксистского понимания истории, которая анализом развития человеческих обществ выявила целый ряд реально наблюдаемых исторических тенденций. Она была впервые сформулирована Карлом Марксом (1818-1883) как материалистическая концепция истории. В принципе она представляет собой теорию исторического развития, которая утверждает, что организацию и развитие общества в целом коренным образом определяют материальные условия способа общественного производства и воспроизводства средств существования людей, в марксистской терминологии называемые экономическим базисом - совокупностью материальных производительных сил и социальных производственных отношений.

Исторический материализм видит причины развития и изменений человеческого общества в тех средствах, с помощью которых люди совместно производят предметы потребления. Социальные классы и отношения между ними, а также политические структуры и образ мышления данного общества вторичны и являются отражением его экономической деятельности.

Исторический материализм основан на фундаментальной реальности человеческого существования: для того, чтобы люди могли жить и продолжать своё существование из поколения в поколение, им необходимо производить и воспроизводить материальные средства, необходимые для жизни. Из этой предпосылки Маркс сделал тот важный вывод, что для осуществления их производства и обмена люди должны вступать в специфические общественные отношения, среди которых фундаментальными являются производственные отношения.

Однако производство всегда конкретно и поэтому выбор этих отношений не может быть произволен или случаен. Люди совместно работают в окружающем их мире, но при этом не выполняют одну и ту же работу; существует разделение труда, при котором люди не только занимаются разной трудовой деятельностью, но и, согласно марксистской теории, часть людей живёт за счет плодов чужого труда, владея средствами производства. То, как это происходит, зависит от общественного устройства. Производство требует определенных отношений между людьми. И, в свою очередь, эти производственные отношения определяются уровнем и характером производительных сил, которые имеются в данный исторический момент. Согласно Марксу, производительные силы - это средства производства, такие как инструменты, машины, технология, земля, сырье и человеческие знания и навыки с точки зрения использования их как средства производства.

Исторический материализм утверждает, что человеческое общество прошло через несколько способов производства или общественно-экономических формаций. При этом характер производственных отношений определяется характером производительных сил; ими могут быть как простые орудия и инструменты первобытного человечества, так и более совершенные машины и технологии нашего времени. Основные способы производства по Марксу - это первобытный коммунизм или родоплеменное общество (доисторическая формация), античное рабовладельческое общество, феодализм и капитализм. На каждом из этих этапов развития общества люди специфически взаимодействуют с природой и производят средства к существованию. При этом излишек продуктов этого производства распределяется по-разному.

Античное общество состояло из господствующего класса рабовладельцев и эксплуатируемого класса рабов; общество феодализма состояло из землевладельцев и крепостных; а при капитализме существуют класс буржуазии и рабочий класс. Класс капиталистов имеет в частной собственности средства производства, распределения и обмена (например, фабрики, рудники, магазины и банки), в то время как рабочий класс для существования вынужден продавать свой обобществленный труд за заработную плату классу капиталистов, извлекающему из производимого этим трудом прибавочного продукта капиталистическую прибыль.

Маркс назвал производственные отношения, возникающие на основе конкретных производительных сил, экономическим базисом общества. А на основе этого экономического базиса возникают конкретные политические институты, законы, обычаи, культура, идеи, нравственность и т. д. Все они представляют собой политическую и идеологическую надстройку общества. Эта надстройка не только порождается конкретным экономическим базисом, но и ее особенности соответствуют характеру и уровню развития экономического базиса; иначе говоря, организация человеческого общества определяется экономическим базисом и производственными отношениями, т.е. способом производства.

Таким образом, исторический материализм заключается в следующих принципах:
1. Основой человеческого общества является то, как люди трудом извлекают из природы средства к существованию.
2. Существует разделение труда, порождающее производственные отношения и собственность, что разделяет общество на классы, одни из которых живут за счёт труда других.
3. Система разделения общества на классы зависит от способа производства.
4. Способ производства основан на уровне производительных сил.
5. Развитие общества происходит поэтапно, когда господствующий класс свергается новым прогрессивным классом, уничтожающим политическую надстройку, которая навязывает обществу старые производственные отношения, уже не соответствующие новым производительным силам. Арена политической и идеологической борьбы - это надстройка общества, которая претерпевает революционные изменения, в результате которых прогрессивный класс освобождает производительные силы, создавая новые производственные отношениями и соответствующие им общественные отношения.

Четкая формулировка Марксом его материалистической концепции истории была дана им в 1859 г. в "Предисловии к критике политической экономии":

"В ходе общественного производства средств своего существования люди неизбежно вступают в определенные отношения, которые не зависят от их воли, а именно в производственные отношения, соответствующие данному этапу развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений представляет собой экономическую структуру общества, ту реальную основу, на которой возникает юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют конкретные формы сознания. Способ производства материальных условий для жизни обусловливает общий процесс социальной, политической и интеллектуальной жизни. Вовсе не сознание людей определяет их существование, а наоборот, их социальное существование определяет их сознание. На определенном этапе своего развития материальные производительные силы общества вступают в конфликт с существующими производственными отношениями или - если просто сформулировать то же самое юридическими терминами - с отношениями собственности, в рамках которых они действовали до сих пор. Бывшие ранее формами развития производительных сил, эти отношения превращаются в их оковы, и тогда начинается эпоха социальной революции. Изменения в экономическом базисе рано или поздно приводят к трансформации всей огромной надстройки. При изучении таких преобразований всегда необходимо проводить различие между материальным преобразованием экономических условий производства, которое можно установить с точностью, свойственной естественным наукам, и условиями юридическими, политическими, религиозными, художественными или философскими - короче говоря, идеологическими формами, в которых люди осознают этот конфликт и ведут борьбу. Как невозможно судить о человеке по тому, что он сам думает о себе, точно так же нельзя судить о таком периоде трансформации по его общественному сознанию; напротив, это сознание нужно объяснять, исходя из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между производительными силами общества и производственными отношениями."

Напротив, традиционная философия всегда интерпретировала историю задним числом. Такая философия - всего лишь интерпретация того, что рационально в действительности, или, словами Гегеля, "действительно только то, что разумно". Такое идеалистическое понимание философии как интерпретации действительности было отвергнуто 11-м тезисом Карла Маркса о Фейербахе (1845): "Философы до сих пор только по-разному интерпретировали мир, а задача состоит в том, чтобы изменить его".

Карл Маркс не считал историю жёстко детерминированной. Его работа "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" содержит знаменитую формулировку понимания Марксом роли личности в истории:
"... люди творят свою историю, но они не делают это так, как им заблагорассудится; они не делают это в обстоятельствах, выбранных ими самими, но в тех унаследованных от прошлого конкретных обстоятельствах, с которыми они непосредственно сталкиваются".

Тем самым исторический материализм представляет собой революцию в человеческой мысли и разрыв с прежним пониманием того, что является  фундаментальной основой изменений в различных человеческих обществах. Как заметил Маркс, "в человеческой истории возникает закономерность", потому что каждое поколение наследует производительные силы, созданные ранее, и в свою очередь само развивает их и передаёт следующему поколению. Более того, эта закономерность во все бóльшей степени вовлекает всё бóльшую часть человечества, по мере того как развиваются и множатся производительные силы, объединяющие людей в процессе производства и обмена.

Такое понимание противоречит мнению в том, что история человечества - это якобы просто последовательность случайных событий, которые либо не имеют никакой общей причины, либо вызваны сверхъестественными существами или силами, навязывающими свою волю человечеству. Оно объясняет ход истории как результат борьбы между различными классами общества, обусловленной изменениями его экономического базиса.

Маркс и Энгельс кратко сформулировали это так:
Карл Маркс: "Общество - это не сумма отдельных индивидов, а совокупность их взаимоотношений, тех отношений, которые связывают этих людей".
Фридрих Энгельс: "Я использую термин "исторический материализм" для обозначения того взгляда на ход истории, который ищет конечные причины и великую движущую силу всех важных исторических событий в экономическом развитии общества, в изменениях способов производства и обмена, с соответствующим разделением общества на отдельные классы и борьбой этих классов".

Марксизм о капитализме и неизбежности социалистического будущего.

Капитализм как общественно-экономическая формация возникает после буржуазных революций, в ходе которых капиталисты уничтожают систему феодального господства. Для общественно-экономической формации капитализма характерны следующие черты:
1. Буржуазная "демократия": свергнув господство класса феодалов, буржуазия создала свой орган власти - парламент, сохранив однако ряд феодальных пережитков, например, "конституционную" монархию или её эрзац - фигуру президента. Буржуазия устроила этот лицемерный балаган для обмана трудового народа, заполнив его продажными марионетками - политиканами различных партий - либеральных, "социал"-демократических и т.д., а феодальные пережитки - власть монарха или приезидента, имеющих полномочия распустить парламент, служат как предохранительный механизм на тот случай, если представители народных сил получат большинство мест в парламенте. Поэтому буржуазная "демократия" не имеет ничего общего ни с истинно народным представительством, ни с народовластием.
2. Рыночная экономика. При капитализме вся экономика отдана на произвол рыночных сил. Апологеты либерализма утверждают, что государство якобы вообще не должно вмешиваться в экономику при капитализме. Однако последователи Маркса, например Ленин в работе "Империализм как высшая стадия капитализма" (1917), разоблачили эту ложь, показав, что капиталистическое государство является мощным инструментом, служащим капиталистам в их погоне за прибылями, подавляя выступления трудящихся против эксплуататоров внутри страны и ведя агрессивные колониальные войны для захвата рынков сбыта и природных ресурсов завоёванных народов.
3. Частная собственность на средства производства находится в руках класса буржуазии, получающего прибыль эксплуатацией класса наёмных рабочих - пролетариата, дающей капиталистам прибавочную стоимость, то есть результат неоплаченного труда наёмных рабочих сверх рыночной цены их рабочей силы.
4. Тенденция к монополизации: конкуренция на рынке неизбежно приводит к вытеснению или поглощению мелких (финансово слабых) капиталистов крупными. В итоге рынок захватывают монополии, которые манипуляцией и ценовым диктатом уничтожают эфемерную "свободу рынка". Монополии вовсю используют свой манипулятивный контрольнад рынками, в результате чего становятся откровенно паразитическими коммерческими предприятиями (яркое проявление этой паразитической тенденции - финансиализация, то есть поглощение банковским сектором всех остальных - продуктивных и сервисных - секторов экономики. В результате роста могущества крупного капитала, подчинившего себе фиктивную власть марионеток-политиканов, растёт социальное и имущественное неравенство, общество расслаивается на привилегированное паразитическое властное и имущее меньшинство и на обездоленные и фактически бесправные народные массы.

Классовая борьба при капитализме.
Её суть кратко выражена знаменитой фразой Маркса в "Манифесте коммунистической партии" о том, что класс наёмных рабочих - пролетариев, порождённый капитализмом для производства товаров и прибыли, имеет историческую миссию - стать могильщиком капитализма. Рабочий класс в борьбе за свои права и социальную справедливость неизбежно осознает себя как эксплуатируемый и угнетаемый класс. Из факта классовой борьбы пролетариата против капитала Маркс делал теоретический вывод, что борьба рабочего класса против капиталистического гнёта приведет рабочий класс к установлению собственного коллективного контроля над средствами производства и распределения - основы социалистического общества. После того как рабочий класс обретет классовое сознание и успешно совершит социалистическую революцию для освобождения от капиталистической эксплуатации, наступит эпоха бесклассового общества - социализма.

Именно из-за такого понимания классовой борьбы идеологические лакеи буржуазии с самого начала обвинили теорию Маркса (исторический материализм) в историцизме, то есть в выдумывании фиктивной "цели истории". Однако сам Маркс выразил критику историцистских тенденций в своих "Тезисах о Фейербахе" так:

"Материалистическая доктрина, утверждающая, что люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, и, следовательно, изменение людей - это результат изменения обстоятельств и изменения воспитания, забывает, что сами люди изменяют обстоятельства и что воспитатель сам должен быть воспитан. Следовательно, эта доктрина должна разделять общество на две части, одна из которых стоит над обществом. Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или изменения людьми самих себя может быть понято и рационально объяснено только как революционная практика."

При этом Маркс подчеркивал, чтобы предлагает всего лишь подход и методологию исторических исследований (Leitfaden или Auffassung), а вовсе не какую-то всеобъемлющую "теорию истории" или "великую философию истории", не говоря уже о "путеводном историческом учении". Энгельс презирал схоластов-дилетантов, которые стремились как можно скорее из своих скудных исторических знаний смастерить некую великую теоретическую систему, которая объясняла бы "всё" в истории. Он высказывал мнение, что исторический материализм и теория способов производства используются ими как оправдание незнания истории.

В Предисловии 1872 г. к французскому изданию 1-го тома "Капитала" Маркс также подчеркнул, что "нет никакого королевского пути в науке, и только те, кто не боится утомительного подъема по её крутым тропинкам, имеют шанс достичь её сияющих вершин". Покончив в молодости с занятиями абстрактными философскими мудрствованиями, Маркс в последующей жизни вовсе не был склонен предлагать какие-либо общие или универсальные истины о человеческом существовании или истории человечества.

Первое недвусмысленное и систематическое обобщение материалистической интерпретации истории, опубликованное в книге "Анти-Дюринг", было написано Фридрихом Энгельсом. Одна из целей полемической работы Энгельса "Революция г-на Евгения Дюринга в науке" (написанной с одобрения Маркса) заключалась в том, чтобы высмеять легковесные "универсальные схемы" философов, которые выдумывали новейшую мудрость, сидя за письменными столами.

В конце своей жизни, в 1877 году, Маркс написал письмо редактору русского журнала "Отечественные записки", в котором содержалось следующее многозначительное заявление:
"... Россия стремится по примеру западноевропейских стран стать капиталистической страной, и в последние годы она прилагала большие усилия в этом направлении; но ей не удастся достичь этой цели, не превратив сперва большую часть ее крестьян в пролетариев; и после того, как она будет принята в лоно капиталистического режима, она испытает на себе его безжалостные законы, подобно другим наивным странам. Только и всего. Но этого мало для моего критика. Он чувствует себя обязанным перетолковать мой исторический очерк о происхождении капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию генеральной линии развития, которая навязана судьбой всем странам, какими бы ни были исторические обстоятельства, в которых они находятся, с тем чтобы они могли в конечном итоге прийти к той форме экономики, которая обеспечит, наряду с наибольшим расширением производительных сил общественного труда, наиболее полное развитие человека. Но тут я прошу прощения. (Он оказывает мне слишком много чести и этим позорит меня)."

Далее Маркс наглядно показывает, как одни и те же факторы в разных исторических контекстах могут производить совершенно разные результаты, поэтому быстрые и простые обобщения на самом деле невозможны. Чтобы показать, насколько серьезно Маркс занимался исследованиями, интересно отметить, что, когда он умер, после него осталось несколько кубических метров российских статистических изданий (ведь Маркс знал, что на Россию его идеи оказывали большое влияние).

Верно лишь то, что, поскольку Маркс и Энгельс рассматривали исторические процессы как закономерные, то возможные будущие направления исторического развития в значительной степени ограничены и обусловлены тем, что что произошло ранее. Лишь в ретроспективном плане можно рассматривать ход исторических процессов как свершившийся по необходимости определенным, а не каким-то иным образом, и даже по меньшей мере как наиболее вероятный вариант будущего, который можно было бы предугадать на основе тщательного изучения известных фактов.

В конце своей жизни Энгельс несколько раз порицал злоупотребления историческим материализмом. В письме Конраду Шмидту от 5 августа 1890 года он писал:
"Если этот человек (т. Е. Пол Барт) еще не обнаружил того, что хотя материальный аспект существования является primum agens (первичной движущей силой), это не исключает того, что идеологическая сфера в свою очередь действует и на него, хотя и со вторичным эффектом, то он не может понимать сути вопроса, о котором он пишет. (...) У материалистической концепции истории сейчас появилось много [опасных друзей], которым она служит оправданием незнания истории. Как говорил Маркс о французских "марксистах" конца 70-х годов: "Я знаю только одно: что я не марксист". (...) В общем, слово "материалистический" употребляется многими молодыми авторами в Германии как расхожая фраза, которую они без дальнейшего изучения привешивают ко всему, чему угодно, как ярлык, а затем считают вопрос решенным. Но наша концепция истории - это прежде всего руководство к её изучению, а не рычаг мироздания в манере гегельянцев. Всю историю надо изучить заново, условия существования различных общественных формаций надо рассмотреть индивидуально до того, как пытаться делать о них выводы из соответствующих им политических, юридических, эстетических, философских, религиозных и т. д. представлений. До сих пор тут мало что было сделано, потому что к этому серьезно относятся лишь несколько человек. В этой области нам понадобится много помощи; она очень велика, и любой, кто будет серьезно работать, может достичь многого и отличиться. Но вместо этого слишком многие молодые немцы просто используют фразу "исторический материализм" (а ведь всё может быть превращено в фразу) только для того, чтобы из своих сравнительно скудных исторических знаний - поскольку экономическая история все еще находится в пеленках! - как можно быстрее состряпать аккуратненькую систему, и после этого они считают себя очень важными персонами. И после этого может прийти Барт и делать нападки на суть вопроса, которую в его кругу действительно деградировали до пустой фразы."

Наконец, в письме Францу Мерингу от 14 июля 1893 года Энгельс писал:
"... есть ещё лишь один недостаток, однако который я и Маркс всегда недостаточно подчеркивали в наших работах и в отношении которого все мы одинаково виноваты. Я имею в виду то, что все мы делали и должны были делать основной упор, прежде всего на том, чтобы делать выводы о политических, юридических и других идеологических представлениях, в также действиях, вызываемых этими представлениями, из основных экономических фактов. Но при этом мы пренебрегали формальной стороной - путями и способами, которыми эти понятия и т. д. возникают - ради сути. Это дало нашим противникам удобную возможность сеять недоразумения, ярким примером чего является Поль Барт."

В 1880 году, примерно за три года до смерти Маркса, Фридрих Энгельс указывал, как он начал употреблять термин «исторический материализм». Вспоминая ранние дни новой интерпретации истории, он писал в предисловии к английскому изданию своей брошюры "Социализм: утопический и научный":
"В то время мы были материалистами или, по меньшей мере, очень прогрессивными вольнодумцами, и нам казалось невероятным, что почти все образованные люди в Англии могут верить во всяческие невозможные чудеса, и что даже геологам вроде Бакланда и Мантелла приходится искажать факты своей науки, чтобы не слишком сильно противоречить мифам книги Бытия; тогда как чтобы найти людей, которые осмеливались прилагать свои интеллектуальные способности в отношении религиозных вопросов, вам нужно было искать их среди необразованных, или как их тогда называли - "титанов в обносках", то есть трудящихся, в особенности социалистов-последователей Оуэна".

*  *  *
Эти слова Маркса и Энгельса означают не более и не менее то, что знание и анализ истории не дают и не могут дать нам предсказания будущего, но дают понимание настоящего как результата изменения прошлого, а также определённую помощь при работе по осуществлению намеченных исторических целей, конечно, не давая гарантии успеха в этой работе. Именно в этом научность исторического материализма. Соответственно, учение социализма следует не превращать в окостенелую догму, а творчески развивать его, обогащая новыми научными знаниями в интересах борьбы за победу социализма, как в своё время это делал Ленин, взявший в 1917 году на вооружение лозунги народников (в отличие от социал-демократических схоластов-начётчиков вроде Каутского и Плеханова). О моих скромных усилиях в этом направлении - в следующей блогозаписи.

Дополнительно по теме исторического материализма советую прочесть следующие работы Маркса, Энгельса и Ленина:
Маркс и Энгельс: "Манифест коммунистической партии"
Маркс и Энгельс: "Гражданская война во Франции"
Маркс и Энгельс: "Критика Готской программы"
Ленин: "Карл Маркс"
Ленин: "Три источника и три составных части марксизма"
Ленин: "Империализм, как высшая стадия капитализма"
Ленин: "Государство и революция"

Комментариев нет:

Отправить комментарий