четверг, 5 сентября 2024 г.

ДЭВИД УЭББ: ВЕЛИКИЙ ГРАБЁЖ - 3


Дэвид Уэбб:

"IV. Гармонизация

Те, кто умеют заставить врага действовать, делают это, создавая ситуацию, в которой он должен действовать предсказуемо; они соблазняют его чем-то, на что он обязательно клюнет, и выманив его мнимой выгодой, они ждут его с превосходящими силами. - Сунь Цзы

Какова была цель якобы вышедшей из-под контроля финансиализации? - Угроза финансового краха и обещание постоянных финансовых доходов использовались для того, чтобы помыкать народами.

Было выдвинуто ультимативное требование того, чтобы определенным защищенным кредиторам были предоставлены юридически определенные права на активы (их) клиентов во всем мире без исключения, с дальнейшей гарантией почти мгновенного перевода их как залогового обеспечения через границы (национальных) законодательств. Глобалистское принуждение скопировать модель США как образец для достижения такой юридической определенности и мобильности (активов) началось всерьез после краха дот-комов, более двадцати лет назад. В качестве оправдания использовались финансовая нестабильность и угроза «дефицита залогового обеспечения». Эти преднамеренные усилия прилагались во всем мире в течение многих лет. Индивидам платили за то, чтобы они делали это, предавая жизненно важные интересы своих собственных народов. Это было сделано сначала в США, а затем навязывалось во всем мире под вывеской «harmonization - гармонизации»; очевидно, тут следует подчеркнуть «harm - вред».

«Hague Convention on the Law Applicable to Certain Rights in Respect of Securities Held with an Intermediary - Гаагская конвенция о законодательстве, применимом к определенным правам в отношении ценных бумаг, хранимых у посредника» [7] была разработана в 2002 году и подписана в 2006 году. Это международный многосторонний договор, призванный в глобальном масштабе устранить юридические неопределенности в отношении трансграничных сделок с ценными бумагами. Эта конвенция пустила в ход свежевыдуманное правило устранения противоречий в законодательствах, которое должно применяться к сделкам с ценными бумагами, в особенности к сделкам с залоговым обеспечением, а именно по «Place of the Relevant Intermediary Approach - месту соответствующего посреднического подхода» (или PRIMA). Оно было введено для того, чтобы избежать проблем с национальными законодательствами, которые могли бы позволить владельцам вернуть их активы, захваченные кредитором в качестве залогового обеспечения, путем установления места действующего законодательства в договорах с посредниками о счетах.

Одним из наиболее активных в этом деле был Джеймс С. Роджерс (возможно, мой дальний родственник), который, согласно его собственной биографии [8],

... был одним из делегатов США на Гаагской конференции по проекту частного международного права по обсуждению и составлению Конвенции о выборе законодательства о владения ценными бумагами, хранящимися у посредников, и членом Редакционной группы этой Конвенции.

Интересно, что Роджерс также упоминает, что он

был докладчиком (главным составителем проекта) Редакционного комитета по пересмотру статьи 8 UCC, которая установила новую юридическую основу для современной системы электронного, бездокументного владения ценными бумагами, хранящимися в центральных депозитариях и у других посредников.

К разработке поправок 1994 года к статьям 8 и 9 UCC было привлечено очень мало людей. Отчет Financial Markets Law Committee - Комитета по законодательству о финансовых рынках (дочерней, якобы «благотворительной организации» Банка Англии) содержит следующую красноречивую цитату [9]:

Профессор Роджерс, докладчик Редакционного комитета по пересмотру Статьи 8 1994 года, вспоминает, как «в начале пересмотра Статьи 8 можно было, вероятно, пересчитать по пальцам на одной руке - причём не всем - число тех, кто был назначен в Редакционный комитет по Статье 8, или среди полного состава организаций-спонсоров, которые в конечном итоге должны были одобрить работу Редакционного комитета, которые были хоть немного знакомы либо со старой [версией 1978 года] Статьи 8, либо с современной системой владения ценными бумагами».

Если профессор Роджерс был одним пальцем, то профессор Эгон Гуттман был другим. Как автор книги «Modern Securities Transfers - Современные переводы ценных бумаг» [10], он был ведущим экспертом по переводам ценных бумаг и сделкам с залоговым обеспечением в соответствии со статьями 8 и 9 UCC. Профессор Гуттман скончался в 2021 году, и поэтому следы его деятельности исчезают. Но я сохранил ссылки на его работу, датируемую 2012 годом:

Профессор Гуттман принимал участие в пересмотре различных статей Uniform Commercial Code - Единого торгового кодекса, а в качестве члена рабочих групп Государственного департамента США в разработке конвенций, регулирующих международные коммерческие сделки.

Эта цитата была взята со веб-страницы профессора Гуттмана как преподавателя в Американском университете в то время. Эта страница все еще существует, но ее содержимое теперь уже удалено.

И поэтому гармонизация этого режима, отдающая глобальное управление им избранной группе защищенных кредиторов, протаскивалась на самом высоком уровня правительства США. Государственный департамент был первым административным органом исполнительной власти США, а Томас Джефферсон стал первым государственным секретарем в 1789 году. Это важнейшая исполнительная власть в мире.

После многих лет усилий Гаагская конвенция о ценных бумагах была подписана только Соединенными Штатами, Швейцарией и Маврикием. ЕС не подписал Конвенцию из-за выявленных проблем с европейским правом, которое в ряде юрисдикций гарантировало владельцам ценных бумаг право собственности. В Европе действует древний правовой принцип lex rei sitae (действует закон того места, где находится имущество), и там не могли попросту перенять жульничество «Места соответствующего посреднического подхода» (или PRIMA), изобретенное в Гаагской конвенции о ценных бумагах.

Однако её явная цель - передать юридическую определенность кредиторам - не оспаривалась и была безоговорочно принята властями ЕС, о чем свидетельствует Директива 2002/47/EC Европейского парламента и Еврокомиссии от 6 июня 2002 года о финансовых залоговых соглашениях [11]. Этот документ, опубликованный почти одновременно с разработкой Гаагской конвенции о ценных бумагах, содержит следующие положения:

В целях улучшения правовой определенности договоров о финансовом залоговом обеспечении государства-члены обязуются обеспечение того, чтобы опредеенные положения законодательства о банкротствах не применялись к таким соглашениям - в частности, те, которые препятствовали бы эффективной реализации (т.е. захвату) финансового залогового обеспечения...

Принцип Директивы 98/26EC, согласно которому законодательство, применимое к ценным бумагам с бухгалтерской регистрацией, представленным в качестве залогового обеспечения, является законом той юрисдикции, где находится соответствующий реестр, счет или централизованная депозитная система, должен быть расширен с целью создания правовой определенности в отношении использования таких ценных бумаг, хранящихся в трансграничном контексте (held in a crossborder context) и используемых в качестве финансового залогового обеспечения в рамках настоящей Директивы.

Цель - дать кредиторам юридическую определенность - пришлось преследовать другими способами. Там, где они не могли легко изменить создающее проблемы местное законодательство, по которому инвесторы имели право собственности на ценные бумаги, они строили обходной путь вокруг него. За это-то и платят юристам, инвестиционным банкирам и, по-видимому, правительственным чиновникам.

Euroclear является одним из двух европейских международных центральных депозитариев ценных бумаг (International Central Security Depositories - ICSD), а другой - Clearstream. Брюссельский офис Morgan Guaranty Trust Company of New York (Morgan Guaranty) основал Euroclear System в декабре 1968 года. Morgan Guaranty начала операции как JP Morgan в 1988 году.

В 2004 году заместитель генерального юрисконсульта Euroclear Диего Девос направил в «DG Internal Market» меморандум «Подготовительной информации относительно европейской юридической гармонизации» [12]. Вот ряд выдержек из него:

Эта докладная описывает рекомендации Euroclear в отношении юридических барьеров, которыми необходимо заняться как приоритетными вопросами Юридической рабочей группы, которую (Евро)Комиссия намерена создать как продолжение ее Извещения о клиринге и расчетах в ЕС от 28 апреля 2004 года... В частности, мы указываем на проблемы, которые усложняют и препятствуют полной реализации главных инициатив, предпринимаемых рынком в отношении консолидации и гармонизации платформ... .

Рекомендуется... Отмена или изменение требований, которые не признают многослойную холдинговую структуру, которая является нормой в трансграничной деятельности, включая:
- признание в ЕС хранения зарегистрированных активов в пуле через номинальную структуру (и иную природу юридического и бенефициарного владения) для того, чтобы хранить зарегистрированные ценные бумаги на взаимозаменяемой основе на местном уровне и защитить права номинального держателя;
- отмену или изменение требований, которые прямо или фактически требуют ведения индивидуальных записей или счетов на каждого бенефициарного владельца...

Рекомендуется... Устранение препятствий для свободного трансграничного использования залогового обеспечения...

Диего Девос затем пошёл в гору и был назначен главным юрисконсультом Банка международных расчетов (BIS) в 2009 году.

Как отмечалось в предыдущей главе, в апреле 2004 года Генеральный директор по внутренним рынкам и услугам Европейской комиссии предложил создать «группу юридических экспертов в качестве специального мероприятия, предназначенного для решения проблем юридической неопределенности, выявленных в контексте рассмотрения дальнейшего пути вперед для клиринга и расчетов в Европейском союзе».

Потребовалось десять лет закулисного потворства, но в 2014 году этот путь вперед был проложен с помощью Регламента о центральном депозитарии ценных бумаг (Central Securities Depository Regulation - CSDR).

Я договорился выступить на конференции хедж-фондов в Цюрихе в январе 2014 года, чтобы предупредить «профессионалов» о подрыве прав собственности на ценные бумаги и о последствиях этого. Я думал, что, вероятно, эту тенденцию можно будет переломить в Европе. Хотите верьте - хотите нет, но это было во многом целью моего переезда в Европу. Перед конференцией я разослал всем участникам лично электронные письма с изложением моих тезисов. Когда я выступал, то при ярком свете экрана проектора мог видеть, что глаза присутствующих стали величиной с блюдце. Когда я закончил, наступила полная тишина. В последовавшем перерыве на кофе я спрашивал людей, что они думают о том, что я рассказал. Я спрашивал, понимают ли они то, что я объясняю. Один человек лишь ответил: «О, да». Я спросил его, что он будет делать против этого. Он лишь сказал: «Ничего». Я спросил его, почему он ничего не будет делать. Он ответил: «Моих клиентов это не волнует». Я сказал: «Их это не волнует, потому что они об этом ничего не знают».

Шесть месяцев спустя Положение о центральном депозитарии ценных бумаг (CSDR) было задействовано директивой ЕС № 909/2014 [13].

Центральный депозитарий ценных бумаг (Central Securities Depository - CSD) управляет системой бухгалтерского учёта для электронных расчетов по сделкам и ведет регистрацию «прав собственности». Международный центральный депозитарий ценных бумаг (ICSD) связан с национальными CSD и занимается ссуживанием ценных бумаг и менеджментом залогового обеспечения. Как указало Европейское управление по ценным бумагам и рынкам [14]:

CSDR играет ключевую роль в Европе в усилиях по после-сделочной гармонизации, поскольку она улучшает юридические и операционные условия для трансграничных расчетов в ЕС.

Вот таким образом была достигнута желаемая цель трансграничной мобильности залогового обеспечения. Но как они всё это сварганили?

CSDR обеспечивает связи между CSD. Национальные CSD, которые ведут реестр владения (подчеркнуто мною - behaviorist-socialist), связаны с Международными центральными депозитариями ценных бумаг; этим обеспечивается передача юридических прав собственности (подчеркнуто мною - behaviorist-socialist) на залоговое обеспечение клиентов от национального CSD к ICSD и использование залогового обеспечения клиентов. Клиент имеет «право владения» (подчеркнуто мною - behaviorist-socialist) в системе бухгалтерских записей национального CSD, при этом (сами) ценные бумаги как залоговое обеспечение хранятся в объединенной форме пула на уровне ICSD. Это делает возможными «трансграничные услуги», т. е. использование (ценных бумаг) клиента как залогового обеспечения. По сути, это американская модель, в которой все хранители (ценных бумаг) имеют счета в DTC, которая хранит все ценные бумаги в форме пула. DTC функционирует как ICSD.

Мы увидим, как они это устроили, рассматривая конкретно Euroclear и что произошло в Финляндии и Швеции.

Издавна в Финляндии и Швеции были юридические системы и национальные реестры прав собственности на ценные бумаги, которые гарантировали владельцам, что их ценные бумаги не могут быть использованы в качестве залогового обеспечения без их явного согласия. Например, можно было владеть и хранить шведские государственные облигации с абсолютной уверенностью, что они не будут «потеряны» в случае банкротства хранителя. В 2006 году группа Legal Certainty заклеймила Швецию и Финляндию как страны с проблемным законодательством.

В 2008 году Euroclear было разрешено приобрести сто процентов Nordic Central Security Depository (NCSD), которому принадлежали центральные депозитарии ценных бумаг Финляндии и Швеции, Suomen Arvopaperikeskus Oy (APK) и VPC AB (VPC) соответственно. Теперь они стали местными центральными депозитариями ценных бумаг, связанными с Euroclear Bank SA/NV, который действует как международный центральный депозитарий ценных бумаг в соответствии с бельгийским законодательством.

CSDR требует от хранителя счетов публично раскрывать уровни защиты и издержек, связанные с различными уровнями обособления счетов ценных бумаг в центральных депозитариях ценных бумаг. Skandinaviska Enskilda Banken AB (SEB) раскрывает такую информацию в отношении центральных депозитариев ценных бумаг в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Euroclear Bank SA/NV и Clearstream Banking S.A. [15]. Вот шокирующие ключевые отрывки из этого откровения:

В маловероятном случае недостачи ценных бумаг конкретный клиент не сможет претендовать на право обособления (его счёта) и, скорее всего, будет рассматриваться как неозащищенный кредитор без приоритета в отношении активов конкурсной массы.

В случае ценных бумаг, хранящихся в Euroclear Bank SA/NV, бельгийское законодательство (Королевский указ № 62) применяет положения, следующие принципу, согласно которому все ценные бумаги, депонированные участниками Euroclear Bank SA/NV (т. е. SEB) в Euroclear Bank SA/NV, депонируются на взаимозаменяемой основе. В силу Королевского указа участники Euroclear Bank SA/NV получили по закону право совладения (собственности) нематериального характера на пул занесенных в реестр ценных бумаг той же категории, хранимых Euroclear Bank SA/NV по поручительству всех участников Euroclear Bank SA/NV, депонировавших ценные бумаги той же категории. Данный указ предусматривает положение о разделе убытков основной массой клиентов участника (хранителя ценных бумаг!) Euroclear Bank SA/NV в случае, если такой участник Euroclear Bank SA/NV окажется неплатежеспособным. Кроме того, бельгийское законодательство предоставляет Национальному банку Бельгии привилегию в отношении собственных ценных бумаг Euroclear Bank SA/NV для покрытия, например, ситуации, когда ценных бумаг, хранимых Euroclear Bank SA/NV в любом депозитарии по поручению его участников, окажется недостаточно для покрытия фактических сумм таких ценных бумаг участниками.

Таким образом, за шесть лет права собственности на ценные бумаги в Швеции и Финляндии были преднамеренно извращены. Эти страны перешли от самых сильных прав собственности на ценные бумаги к отсутствию прав собственности на ценные бумаги, за исключением мнимой видимости права собственности.

В 2014 году, одновременно с директивой ЕС о центральных депозитариях ценных бумаг, в шведское законодательство были внесены скандальные изменения. Кроме тех, кто это сделал, об этом знают очень немногие.

Я отследил это по загадочной ссылке в документе «Euroclear General Terms and Conditions Account Operations and Clearing - Общие положения и условия операций по счетам и клирингу» [16]. Там, на странице 38, спрятан следующий намёк:

14.2 ПРЕОБЛАДАЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К РАСПОРЯЖЕНИЮ СЧЕТАМИ VPC И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ НА СЧЕТЕ VPC

Реальные правовые последствия операций, касающихся счетов VPC и финансовых инструментов, зарегистрированных на счетах VPC, регулируются положениями главы 6 LKF.

Эта цитата относится к шведскому закону о центральных депозитариях ценных бумаг и учете финансовых инструментов [17]. Глава 6 этого закона в переводе (со шведского) озаглавлена «Правовое значение регистрации. Презумпция права собственности». В конце этой главы спрятано дальнейшее указание:

Специальные положения об отдаче финансовых инструментов в залог содержатся в Законе (1991:980) о торговле финансовыми инструментами. [Särskilda bestämmelser om Pantsättning av Finansiella Instrument finns i Lagen (1991:980) om Handel med finansiella Instrument.]

В Законе (1991:980) глава 3 озаглавлена: «Отчуждение финансовых инструментов, принадлежащих кому-либо другому» [Förfoganden över finansiella Instrument somtilhör någon annan].

Вот теперь мы близко к цели!

В первом параграфе говорится: «Планируемое отчуждение должно быть тщательно определено». Это выглядит как что-то хорошее, но далее говорится следующее:

Первый параграф не имеет силы, если контрагент компании или стороны соглашения, в котором участвует эта компания, являются другой компанией, которая находится под надзором Финансового надзорного органа или иностранной компанией в пределах Европейской Экономической Зоны, которой разрешено осуществлять подобную деятельность в своей стране и которая находится под надежным надзором властей или другого компетентного органа.

Это дает местному центральному депозитарию ценных бумаг юридические права и полную свободу для передачи юридического распоряжения активами клиентов - (использования) в качестве залогового обеспечения - в ICSD без ведома или согласия владельца счета.

Реализация этого сейчас настолько полная, что гражданин Швеции не может иметь шведские государственные облигации в Швеции как собственность без риска неплатежеспособности хранителя счета - местного центрального депозитария ценных бумаг или ICSD. Ценные бумаги шведских граждан, несомненно, объединяются в один пул с ценными бумагами, используемыми в качестве залогового обеспечения где-то ещё.

Я приехал в Швецию в 2009 году, чтобы получить возможность иметь шведские государственные облигации в Швеции с правами собственности. Я смог сделать это, используя VP konto (счет ценных бумаг) в Handelsbanken. Однако после юридических изменений, сделанных в 2014 году, Handelsbanken полностью прекратил использование структуры VP konto и предложил клиентам только счета депо.

SEB также закрыл свою давнюю структуру VP konto, которая обеспечивала прямое владение конкретными ценными бумагами, но затем ввел нечто, что они назвали Service VP konto, которое хранится в местном центральном депозитарии ценных бумаг, Euroclear Sweden. Я позвонил в SEB по этому поводу, и мне сказали, что мне позвонит специалист VP konto. Когда мне позвонили, я задал два простых вопроса:

1. Идентифицируют ли ценные бумаги, хранящиеся в Service VP konto, конкретно на имя владельца счета?

2. Может ли (владелец) взыскать (re-vindicate) ценные бумаги, хранящиеся в Service VP konto, в случае банкротства SEB или Euroclear?

Специалист VP konto долго не отвечал, пока изучал мои вопросы. Когда он вернулся, его ответ был прост: хотя и возможен небольшой риск банкротства Euroclear, счет застрахован на 250 000 крон. Он подтвердил, что хранение ценных бумаг в Euroclear было изменением, внесенным в новую структуру Service VP konto, и подтвердил, что в новой структуре существует риск потери ценных бумаг. Он, казалось, сам был шокирован, узнав об этом.

В 2011 году мой друг, который был государственным секретарем (т.е. зам. министра) в шведском правительстве, организовал для меня встречу с министром и зам. министра по финансовым рынкам. Я был так тронут, когда получил электронное письмо, извещающее об этом, что у меня даже выступили слезы; это вселило в меня надежду, что в Швеции можно что-то изменить и, таким образом, остановить потоп. Я навеки благодарен им за эту встречу; ведь такое никогда бы не допустили на моей родине (в США). Они выслушали меня о зловещих последствиях копирования модели США и не возражали. Они сказали, что это можно было бы избежать, если бы немцы выступили против, подразумевая, что маленькая Швеция не могла бы сделать это в одиночку.

Чудовищная колесница (Juggernaut) катится дальше. Мы все на её пути." (Продолжение следует)

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий