четверг, 28 июня 2018 г.

"МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ", ИНДИВИДУАЛИЗМ И НАРОДНИЧЕСТВО



Если уж речь зашла о начале, причём блистательном начале французской литературы, то необходимо кратко высказаться и о её бесславном конце. Великая французская литература, полная славных имён с эпохи Просвещения до эпохи реалистического романа конца 19 века, ныне практически не существует. Свой предсмертный вопль она издала писаниями экзистенциалистов и абсурдистов в первой половине 20-го века.

Примечательно, что жизненный путь французской литературы от рождения до смерти отражает не только историю развития капитализма от "классического" с его конкуренцией мелких предпринимателей до паразитического монополистического с его диктатурой и аферами банков и прочих гигантских монополий, но и судьбу буржуазной идеологии индивидуализма, прошедшей за тот же срок путь от юношеских восторгов и надежд до мрачнейшего пессимизма и импотенции.

Конечно, серьёзное рассмотрение этой темы потребовало бы разбора множества произведений французской литературы - от цветника Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера и Вольтера через зрелый урожай Бальзака, Золя и Флобера к увяданию и гниению Сартра (например La Nausée), Селина (например Voyage au bout de la nuit) и Ионеско (например Les chaises). Но для формата блогозаписи достаточно сравнение хотя бы выложенного ранее отрывка из Рабле и коротенького произведеньица, которое почти у всех слышавших о нём или даже читавших его вызывает выдрессированные и ставшие почти рефлекторными вздохи восхищения и умиления. Я имею в виду сказочку Сент-Экзюпери "Маленький принц", прочесть которую за один вечер сможет почти каждый более или менее грамотный человек.

Однако когда я задавал тем, кто восхищается этой сказочкой, вопрос: "Что конкретно хорошего в ней?", я никогда и ни от кого не получил вразумительных ответов. Поэтому смею утверждать, что это восхищение выдрессировано, что оно является результатом внушенного авторитетами благоговения и бессознательного отказа этих людей от критического осмысления содержания "Маленького принца". Этот отказ вызван разрекламированностью, модностью этого "произведения", фальшивым "имиджем" гениальности, искусственно созданным как автору, так и самой сказочке.

Напомню, что у Рабле мы видим живые человеческие отношения - например, гибель Эпистемона вызвала у всех соратников глубочайшую искреннюю скорбь. С другой стороны, жизнерадостность и эмоциональность всех действующих лиц "Гаргантюа и Пантагрюэля" буквально бьёт ключом. А вот в чахлом "Маленьком принце" ничего подобного нет, хотя именно это наиболее ценно в хорошей детской литературе (вспомните хотя бы неунывающую сироту Пиппи Длинный Чулок!)

Я не буду пересказывать ни биографию Сент-Экзюпери, ни содержание "Маленького принца". Всё это есть в "Википедии". Могу лишь заметить, что Сент-Экзюпери - отпрыск обнищавших аристократов - долгое время неприкаянно мыкался по жизни и был явным неудачником. Легенда его "гениальности" и "величия" начала создаваться лишь благодаря тому, что "Маленький принц" был издан в 1943 году в США, где Сент-Экзюпери жил тогда в эмиграции, причём успех этот "шедевр" - "chef-d'ouevre" получил изначально не на французском, а в переводе на английский. Поэтому очень важно выяснить то, каковы причины этого успеха. Я считаю, что успех и слава "Маленького принца" обусловлены исключительно строгим соответствием модной тогда на Западе декадентской идеологии экзистенциализма.
-

Ведь если говорить откровенно, то "Маленький принц" - это вреднейшая притча о беспомощности и одиночестве людей в этом мире и абсурдности их существования. Эту сказочку лучше держать подальше от глаз детей, потому что она насквозь пропитана трупным ядом разложения буржуазной культуры. Это - нелепый ходульный экзерсис в духе экзистенциализма и "театра абсурда". Судите сами: всё "общение" между Маленьким Принцем (у него даже нет имени; а раз звать его НИКАК, то и суть его - НИЧТО) и прочими персонажами - это монологи психопатов-аутистов, которые далдонят лишь своё и не воспринимают суть того, что им говорят другие. Все они - зомби и жалкие одиночки. Общества как будто не существует. Такое эмоциональное отчуждение от окружающих - характерная психическая патология в капиталистическом обществе, подменившем личные взаимоотношения людей стандартными отношениями купли-продажи.

Сюжет сказочки Сент-Экзюпери совершенно механически, примитивно построен на переходах Маленького Принца от одного персонажа к другому, чтобы дать им по очереди возможность извергнуть из себя свою шизоидную "сверхценную идею", что никак не влияет на ход действия. Само поведение Маленького Принца совершенно немотивированно - он покидает свою планету, обрекая не только свою возлюбленную Розу, но и всю планету на верную гибель от баобабов. Конец его жизни - самоубийство при содействии Змеи. Тем самым основная идея сказочки - это "бессмысленность жизни", что опять-таки является пошлым мещанским тезисом и экзистенциализма, и "театра абсурда".

Всё это нагромождение беспросветных идеологических кошмаров в коротенькой сказочке вызвано, конечно, кризисом буржуазного индивидуализма, его абсурдностью в массовом капиталистическом антиобществе, в котором человек в лучшем случае играет роль стандартного винтика в аппарате монополизированной экономики или в аппарате тоталитарной бюрократии. Буржуазная "свобода личности", давно убитая в реальности, но упорно реанимируемая в мире идеологических фикций, стала страшным призраком, манящим к себе буржуазную интеллигенцию Запада и мучащим её своей неуловимостью, недостижимостью. Западному человеку очень трудно понять, что капитализм как абсолютная циничная власть денег по самой своей сути является полным отрицанием свободы личности.

Вы можете спросить: "Ну а какое отношение гибель французской литературы имеет к нынешней российской реальности?" - Самое прямое. Ведь нынешний режим по-прежнему намерен "встроить" Россию в проклятый Запад. А это, помимо всего прочего, означает, что режим Путина понуждает российскую интеллигентную публику свихнуться на западной буржуазной либерастской идеологии индивидуализма.

Надо сказать, что попытки западников насильно засунуть Россию в так называемую "западную цивилизацию" предпринимаются уже давно, со времён Петра 1, и неизменно с разрушительными для страны и губительными для народа результатами. После Петра 1 в России несколько десятилетий царил жуткий бардак, описанный князем Щербатовым в книге "О повреждении нравов в России". После этого интеллигентная часть общества пыталась создать альтернативу западничеству, но неизменно терпела поражение, потому что западничество всегда было прихлебателем "сильного" авторитарного бюрократического государства.

В 19 веке это противостояние было оформлено в идеологических концепциях западничества и народничества. Поэтому я очень советую молодёжи хотя бы немного поинтересоваться народничеством как реальным протипом политического движения, которое вполне сможет свергнуть и уничтожить нынешний антинародный мафиозный режим.

При этом надо отметить, что модное ныне понимание социализма и коммунизма (якобы марксистское) безнадёжно отравлено тлетворным духом западного индивидуализма. Марксизм может быть полезен только как инструмент понимания Запада для неизбежной борьбы против него за сохранение суверенитета России, но в плане создания социалистического общества он абсолютно бесплоден и бесполезен. Вопреки тому, что сам Маркс в конце жизни, в частности в разговорах с Верой Засулич и прочими русскими народниками, признавал возможность специфически российской модели социализма, отличной от западной, российские марксисты от Плеханова и до Ленина заняли непримиримо враждебную позицию по отношению к народничеству, оформившемуся к тому времени в партию социалистов-революционеров (кличка: "эсэры").

При этом сама идея и практическое создание Советов в 1905 и 1917 годах - заслуга "эсэров", а тезисы ленинских "Декрета о мире" и "Декрета о земле", обеспечивших победу большевистской Октябрьской Социалистической Революции, были позаимствованы из партийной программы тех же "эсэров". Другое дело то, что верхушка "эсэров" (Керенский & Co), якшаясь в "думе" с буржуйской и дворянской падалью и приняв участие в антинародном прозападном "временном правительстве", предпочли "забыть" свою программу, а истинным и последовательным "эсэром" - к которому примкнули "левые" (то есть "рядовые") "эсэры" - оказался не кто иной, как Владимир Ильич Ленин!

Но ленинское прагматическое понимание социализма умерло вместе с ним. "Советы" стали жертвой традиционного западнического антинародного бюрократизма. Для понимания сути СССР как государства необходимо чётко видеть, что оно (особенно в годы сталинщины) полностью идентифицировало себя с партийно-правительственным  бюрократическим аппаратом. Это - сугубо западническая абсолютистская манера государственной организации сверху, в отличие от народнического подхода, который во главу угла ставил общину, то есть самоорганизацию общества снизу. Об антигуманности и неэффективности бюрократического централизма советую почитать воспоминания Зиновьева "Русская судьба", а также повести и рассказы советских писателей-"деревенщиков", прежде всего - Василия Белова.

Надо заметить, что централизованные бюрократические государства, подминающие под себя народ, в критические моменты истории оказываются на удивление слабыми. То, что искусственно надстроено над обществом и противостоит ему, в исторической перспективе обречено на гибель, как бы оно ни выпячивало напоказ (в особенности перед своими порабощенными подданными) свою "силу". Это показали события нынешней террористической агрессии Запада и израильского фашизма против Сирии. Официальная армия Сирии оказалась небоеспособной, многие офицеры совершили предательство, и многие солдаты просто дезертировали - если не к врагу, то из трусости. Сирию спасли неформальные добровольческие ополчения, основанные на традиционных племенных отношениях взаимопомощи. Читающим по-английски очень рекомендую недавнюю статью Евы Бартлет (Eva Bartlett), описывающую пример такой народной самообороны https://www.mintpressnews.com/welcome-to-hadar-a-village-under-siege-by-syrian-rebels-and-israeli-forces-alike/244569/

Для меня, как бихевиористского социалиста, не подлежит сомнению, что социалистическое общество должно строиться снизу вверх, а не наоборот. Его основой должны быть естественные, но оперантно оптимизированные межличностные отношения людей - в семье (как можно более крупной и разветвлённой) и в общине хорошо знающих друг друга людей, живущих в близком соседстве. Конечно, о строительстве социалистического общества в России методами бихевиористской социальной инженерии говорить пока ещё явно рано. Но вот организовать эффективное общественное сопротивление антинародному воровскому предательскому режиму мистера Путина & Co - это насущная, злободневная задача.

Давайте взглянем на то, что представляет собой нынешняя якобы "российская" олигархо-чиновничья власть. Это - не что иное, как мафиозная организация, построенная на семейных и дружеских отношениях ("семья" Ельцина и "дорогие друзья" Путина). Кремлёвская камарилья представляет собой ОПГ - организованную преступную группировку, построенную на связях родства и давних знакомств. По тому же принципу построены и местные (городские и областные) мафии. Коррумпированное чиновничество и повязанные с ним буржуи, свинорылые фашисты-полицаи, неправедные суды и прочие уголовные "авторитеты" обязательно организованы в ОПГ, которые признаны Кремлём и связаны с ним коррупционными схемами. Самое печальное - это то, что все они находятся "под колпаком" у Запада, потому что вывезли и продолжают вывозить награбленное в западные оффшоры. Запад держит режим Путина за яйца. По сути, в России существует та же политическая система, что и в Италии после 2-й мировой войны, где американцы в целях борьбы против итальянских коммунистов отдали власть над страной синдикатам мафии.

Власть в России преступна и связана неформальными связями с бандитами, как показывают эти сообщения о бандитизме "боксёров" в Ростове: https://www.facebook.com/abeliakov/posts/1686577278092472 и https://www.facebook.com/abeliakov/posts/1686551818095018 . Вот полюбуйтесь:
-
Ну разве этот бандит чем-то в принципе отличается от олигархо-чиновного режима Путина и его "дорогих друзей", вот уже почти два десятка лет гнобящего народ?
-

Путинский антинародный олигархо-чиновный режим не терпит в своей среде честных людей. Именно поэтому все достойные люди, например, геройски защищавшие Донбасс от бандерофашистской нечисти Ищенко, Мозговой, Дрёмов и Беднов были подло убиты:
-

Такой организованной по родству и знакомствам антинародной власти народ может противопоставить только свою собственную самоорганизацию, но опять-таки вовсе не формальную, а основанную на реальных связях родства и знакомства. Я надеюсь, что возникшая после последних президентских "выборов" без выбора общественная организация Национально-Патриотических Сил России станет вдохновителем такой самоорганизации народа для самообороны от преступной власти, для защиты интересов простых людей. Ведь сила - только в объединении слабых, что показали успехи протестов против мусорных свалок и людоедской "пенсионной реформы".

На этом я заканчиваю эту запись, но обязательно вернусь к теме возрождения принципов народничества на новой, научной бихевиористской основе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий