Начинаю
перепостирование отрывков из книги Л.Д. Троцкого "Преданная
революция", в которой разоблачается антикоммунистическая суть диктатуры
Сталина. Я делаю это в надежде пробудить у возможно большего числа честных
людей интерес к произведениям Троцкого - последнего российского
настоящего марксиста-ленинца.
Работы Троцкого
имеют не только историческое, но и актуальное значение. Без выяснения причин
позорного поражения социализма в глобальном масштабе в конце 1980-х и начале
1990-х годов невозможно даже и думать о возрождении мирового истинно
социалистического движения, имеющего целью глобальную победу социальной
революции над капитализмом и построение истинно социалистического общества.
Хуже того.
Социализм отодвигается буржуазной пропагандой в какую-то туманную даль и всё
более утрачивает в глазах наивной публики осязаемую реальность, превращаясь в
кучу пошлых анекдотов и либерастских мифов. И никто этому не противодействует. Все
те партии и секты, которые ныне прозябают на обочине столбовой дороги
глобального финансово-монополистического капитализма и называют себя
"левыми", "социалистическими" и даже "коммунистическими"
- это оппортунистические безнадёжно дискредитированные и недееспособные
карикатуры на настоящие коммунистические движения.
Вкратце суть
нынешнего кризиса социалистического движения сводится к следующему: оно всё
стало ревизионистским и оппортунистическим, приспособившимся к жалкому прозябанию
как маргинальное политическое движение, по-конформистски зашоренное и заключенное
в рамки того, что дозволено господствующим классом буржуазии. Именно поэтому
оно совершенно не привлекательно для народных масс, нутром чующих, что
брехливым господам "левым" откровенно начхать на интересы всех угнетаемых
и эксплуатируемых капиталом. Это - результат повторения во 2-й половине 20-го
века "коммунистическими" партиями того гнилостного процесса искажения
и забвения "программы-максимум" социал-демократическими партиями в
начале 20-го века, против которого Ленин создал эффективное противоядие -
всемирное движение коммунистических партий, объединенных в Коминтерн.
Если
ренегаты-социал-демократы ленинской эпохи прятали свою предательскую суть под
лживым якобы марксистским тезисом о "неизбежности" эволюционного
развития капитализма в социализм, то нынешние ренегаты-коммунисты якобы просто
забыли марксистско-ленинский тезис о необходимости социалистической революции и
вместо этого болтают о всякой белиберде вроде "феминизма" и
"ущемлённых прав сексуальных меньшинств" под вывеской
"идентитетной политики", которой манипулируют зловещие типы вроде
Сороса-Шороша.
В результате
повсеместны дезориентация и объективно вредоносный экстремизм молодёжи плюс
цинизм и политическая импотенция "лидеров", то есть полное отсутствие
эффективной социалистической политики и убогая имитация политической
деятельности.
С
бихевиористско-социалистической точки зрения важнейшей причиной такого
вырождения социалистического движения было догматическое омертвление
марксизма-ленинизма, стоявшего на позициях наивного и даже идеалистического рационализма.
Он был превращен правящей сталинской номенклатурой в абстрактную
"идеологию", которая могла витать в теоретических эмпиреях, будучи
полностью оторванной от повседневной практической деятельности. Эта идеология
"марксизма-ленинизма" стала в результате пустозвонной демагогией,
которую после кровавой сталинской вакханалии 1937 года никто даже не мечтал
реально претворить в жизнь.
Этот отрыв
"идеологии" от общественной практики произошел именно в годы
сталинской диктатуры. По сути это было предательством дела социализма и
реанимацией традиционно российского самодержавно-бюрократического режима. Поставленная
Лениным задача создания принципиально новых общественных отношений и живой
социалистической демократии - активного участия всего народа в обсуждении
проблем и принятии решений, была подменена бюрократизацией и директивным
"управлением" сверху, подавляющим любые инициативы "снизу".
Был выдвинут не подлежащий обсуждению лозунг: "Партия - наш рулевой!"
В итоге партийная номенклатура во главе с Горбачёвым и Ельциным, руководствуясь
своими антинародными классовыми интересами, зарулила СССР в компрадорский
олигархо-бюрократический капитализм.
Конечно, были
эпизодические попытки пробудить инициативу и творческую активность народа. Это
пытались сделать, причём каждый по-своему, Н.С. Хрущев в СССР и Эрнесто
"Че" Гевара на Кубе. Оба они выдвигали тот безупречный с точки зрения
рационалистической марксистской идеологии аргумент, что борьба за социализм и
создание коммунистического общества необходимо должны быть результатом
сознательной активной деятельности всей массы трудящихся, имеющих новое
коммунистическое (само)сознание и потому не являющихся более слепым инструментом
исторического процесса. При этом революционный героический энтузиазм, который
был свойственен большевикам-ленинцам в годы Гражданской войны и досталинского
периода, был столь же характерен и для "Че" Гевары, о чём
свидетельствуют все его выступления, статьи и книги. Однако и Хрущев, а после
него и "Че" Гевара были обвинены номенклатурной бюрократией в
"волюнтаризме" и "игнорировании объективных возможностей/
предпосылок" и отстранены от руководства.
Совершенно
очевидно, что энтузиазм и героизм управляют поведением людей весьма редко,
причём лишь в критических ситуациях. Это - особый случай оперантного поведения
человека в экстремальных условиях борьбы не на жизнь, а на смерть, требующих
полной мобилизации всех его физических сил и воли. А в повседневности
поведением людей управляют рутинные оперантные зависимости, выработанные
жизненным опытом и диктующие следование легко предсказуемым стандартным
шаблонам поведения, сулящим положительное подкрепление или избежание
отрицательного подкрепления (наказания). Бихевиористский социализм, стоящий
на философской позиции не рационализма, а прагматизма, исходит из научного понимания
механизмов оперантного поведения и управления им, и ставит их на службу делу
социализма.
Трагедия
социализма состоит в том, что его как систему солидарных общественных и
межличностных отношений, в корне отличающуюся от системы индивидуалистических
отношений буржуазного общества, так никогда и не построили ни в одной
"социалистической стране". Те несколько лет под руководством Ленина и
его соратников до захвата власти проклятым антикоммунистическим диктатором
сталиным были посвящены защите страны от внешних врагов, а с воцарением сталина
начался медленный, но неуклонный демонтаж зародышей социализма (например,
колонии беспризорников, которой руководил Макаренко) в направлении варварства
традиционного феодально-бюрократического самодержавия. Приход к власти
горбачева означал воистину "ускорение" этого процесса демонтажа
социалистических государственных порядков; его "перестройка"-катастройка
представляла собой реставрацию капитализма в его самой паразитической,
компрадорско-феодальной и спекулянтско-мафиозной разновидности. Ельцинско-путинская
Эрэфия - это уже конечный, тупиковый этап ретроградного отката социализма
обратно в буржуазно-феодальное варварство с закономерно присущим ему произволом
и воровством привилегированного паразитического господствующего класса
бюрократов и олигархов, по образцу гнилого царского самодержавия.
Соответственно, в
нынешней исторической ситуации необходима неустанная и повсеместная агитация за
социализм как ту единственную альтернативу капитализму, которая полностью
отвечает насущным интересам народных масс, плюс разоблачение всех
демагогических проповедей мнимой "безальтернативности" капитализма и "классового
мира" с буржуазией как гнусного предательства интересов трудового народа.
При этом надо
учитывать тот факт, что буржуазная пропаганда создала фальшивый образ
социализма как общества, в котором царят принуждение и нищета, маскируемые
пропагандой "подчинения интересов личности общественным интересам" и
"коммунистического аскетизма и самопожертвования". Дескать,
стремление человека к счастью противоречит "идеалам коммунизма". А
ведь люди хотят жить счастливо, обеспеченно и комфортно; конечно, капиталисты
не договаривают того, что райская комфортная жизнь при капитализме - она не для
всех, а лишь для немногих. К несчастью, иные дураки-"коммунисты",
особенно сталинисты, ловятся на эту удочку и охотно поддакивают буржуям,
рисующим такой непривлекательный и даже отталкивающий образ социализма и
коммунизма. Да что там дураки? Даже Маяковский имел такое же совершенно нелепое
представление о коммунизме. Вот, например, концовочка его стихотворения "О
дряни":
"На стенке
Маркс.
Рамочка áла.
На "Известиях" лёжа, котёнок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот,
да как заорёт:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"
Рамочка áла.
На "Известиях" лёжа, котёнок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг разинул рот,
да как заорёт:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"
Это не коммунизм,
а маразм - призывать к истреблению ни в чём не повинных котят и канареек,
дававших людям немного радости в обстановке бедности и неустроенности, которая
была уделом советского народа вплоть до ликвидации сталинистского кошмара
Никитой Сергеевичем Хрущевым.
Совершенно ясно,
что капиталисты стремятся заслонить омерзительным зрелищем реакционной
сталинской диктатуры картину истинно счастливого для всех социалистического
общества будущего, реально осуществимого в результате совокупной
целенаправленной социалистической общественной практики как в области экономики
- марксистского обобществления средств производства и природных ресурсов, так и
в области социальных отношений - бихевиористской социальной инженерии,
направленной на создание истинного равенства и социалистических общественных и
межличностных отношений на основе целевого конструирования целостной системы
солидарных шаблонов оперантного (т. е. практически добровольного) поведения.
Именно поэтому настоятельно необходимо разоблачение
сталинизма как реакционного извращения и предательства социализма и коммунизма.
Книга Троцкого "Преданная революция" делает это систематически,
детально и обоснованно. Эта книга целиком и многие другие труды Троцкого выложены
здесь: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/
.
Далее выкладываю полный текст раздела:
"Авторские предисловия:
- К испанскому изданию 1937 года.
- Задача настоящей работы"
- К испанскому изданию 1937 года.
- Задача настоящей работы"
*
* *
-
Лев Давидович
Троцкий:
"АВТОРСКИЕ ПРЕДИСЛОВИЯ
Эта книга
писалась в тот период, когда могущество советской бюрократии казалось
незыблемым, а ее авторитет - неоспоримым. Опасность со стороны
германского фашизма естественно повернула симпатии демократических кругов
Европы и Америки в сторону Советов. Английские, французские и чехословацкие
генералы присутствовали на маневрах Красной Армии и воздавали хвалы ее
офицерам, ее солдатам, ее технике. Хвалы эти были вполне заслужены. Имя
генералов Якира и Уборевича, командовавших Украинским и Белорусским Военными
Округами с уважением называлось в те дни на страницах мировой печати. В маршале
Тухачевском вполне основательно видели будущего генералиссимуса. В то же время
многочисленные "левые" иностранные журналисты, при том не только
господа типа Дуранти, но и вполне добросовестные люди, с восторгом писали о
новой советской конституции, как о "самой демократической в мире".
Если б эта книга
появилась сейчас после ее написания, многие выводы ее казались бы
парадоксальными, или, еще хуже, продиктованными личным пристрастием. Но
некоторые "случайности" судьбы автора привели к тому, что книга вышла
в разных странах со значительным запозданием. За это время успела разыграться
серия московских процессов, потрясших весь мир. Вся старая большевистская
гвардия подвергнута физическому истреблению. Расстреляны организаторы партии,
участники Октябрьской революции, строители советского государства, руководители
промышленности, герои гражданской войны, лучшие генералы Красной Армии, в том
числе названные выше Тухачевский, Якир и Уборевич. В каждой из отдельных
республик Советского Союза, в каждой из областей, в каждом районе происходит
кровавая чистка, не менее свирепая, чем в Москве, но более анонимная. Под
аккомпанимент массовых расстрелов, сметающих с земли поколение революции, идет
подготовка "самых демократических в мире" выборов. В
действительности, предстоит один из тех плебисцитов, секрет которых так хорошо
известен Гитлеру и Геббельсу. Будет ли иметь Сталин за себя 100%, или
"только" 98,5%, зависит не от населения, а от предписания, данного
сверху местным носителям бонапартистской диктатуры. Будущий московский
"рейхстаг" имеет своим назначением - это можно предсказать заранее - короновать
личную власть Сталина, под именем ли полномочного президента, пожизненного
вождя, несменяемого консула или - кто знает? - императора. Во всяком случае,
слишком усердные иностранные "друзья", певшие гимны сталинской
"конституции", рискуют попасть в затруднительное положение. Мы
заранее выражаем им наше соболезнование.
Истребление
революционного поколения и беспощадная чистка среди молодежи свидетельствует о
страшном напряжении противоречия между бюрократией и народом. Мы
пытались в настоящей книге дать социальный и политический анализ этого
противоречия прежде, чем оно так бурно прорвалось наружу. Те выводы, которые
могли казаться всего год тому назад парадоксальными, сегодня
стоят перед глазами человечества во всей своей трагической реальности.
Некоторые из
официальных "друзей", усердие которых оплачивается полновесными
червонцами, как впрочем и валютой других стран, имели бесстыдство упрекать
автора в том, что его книга помогает фашизму. Как будто кровавые
расправы и судебные подлоги не были известны мировой реакции без этой книги! На
деле советская бюрократия является сейчас одним из самых злокачественных
отрядов мировой реакции. Отождествлять Октябрьскую революцию и народы СССР с
правящей кастой значить предавать интересы трудящихся и помогать реакции. Кто
действительно хочет служить делу освобождения человечества, тот должен иметь
мужество глядеть в глаза правде, как бы горька она ни была. Эта книга говорит о
Советском Союзе правду. Она проникнута духом непримиримой вражды к новой касте
насильников и эксплуататоров. Тем самым она служит действительным интересам
трудящихся и делу социализма.
Автор твердо
рассчитывает на сочуствие мыслящих и искренних читателей в странах Латинской
Америки!
Л. Троцкий
5 августа 1937 г.
Буржуазный мир
сперва пытался притвориться, будто не замечает хозяйственных успехов советского
режима, т.е. опытного доказательства жизненности методов социализма. От
небывалых в мировой истории темпов промышленного развития ученые экономисты
капитала и сейчас еще пытаются нередко глубокомысленно отмолчаться, либо
ограничиваются ссылками на чрезвычайную "эксплуатацию крестьян". Они
упускают, однако, прекрасный случай объяснить, почему зверская эксплуатация
крестьян, например, в Китае, в Японии или в Индии никогда не давала промышленных
темпов, сколько нибудь приближающихся к советским.
Факты, однако,
делают свое дело. Сейчас книжный рынок всех цивилизованных стран завален
книгами о Советском Союзе. Не мудрено: такие феномены встречаются не часто.
Литература, продиктованная слепой реакционной ненавистью, занимает все меньше
места; очень значительная часть новейших произведений о Советском Союзе,
наоборот, все более окрашивается в благожелательные, если не восторженные тона.
Как признак улучшения международной репутации государства-выскочки обилие
про-советской литературы можно только приветствовать. К тому же неизмеримо
похвальнее идеализировать СССР, чем фашистскую Италию. Читатель, однако,
напрасно стал бы искать на страницах этой литературы научной оценки того, что
действительно происходит в стране Октябрьской революции.
По типу своему
произведения "друзей СССР" принадлежат к трем главным категориям. Дилетантский
журнализм, описательный жанр, более или менее "левый" репортаж,
поставляет главную массу статей и книг. Рядом с ними, хотя и с большими
претензиями, стоят произведения гуманитарного, пацифистского, лирического
"коммунизма". Третье место занимает экономическая схематизация, в
духе старо-немецкого катедер-социализма. Луи Фишер и Дюранти являются
достаточно известными представителями первого типа. Покойные Барбюсс и Ромен
Роллан лучше всего представляют категорию гуманитарных "друзей": не
даром, прежде чем прийти к Сталину, первый написал жизнеописание Христа, а
второй - биографию Ганди. Наконец, консервативно-педантический социализм нашел
наиболее авторитетных своих представителей в неутомимой фабианской чете Веббов.
Что объединяет
эти три категории, при всем их различии, это преклонение пред совершившимся
фактом и пристрастье к успокоительным обобщениям. Восстать против
собственного капитализма они не в силах. Тем охотнее готовы они опереться на
чужую революцию, уже вошедшую в берега. До Октябрьского переворота и в течение
ряда лет после него никто из этих людей или их духовных отцов серьезно не думал
о том, какими путями социализм придет в мир. Тем легче им признать социализмом
то, что имеется в СССР. Это дает им самим не только рельеф прогрессивных людей,
идущих в ногу с эпохой, но и некоторую моральную устойчивость и в то же время
решительно ни к чему не обязывает. Такого рода созерцательная, оптимистическая,
отнюдь не разрушительная литература, которая все неприятности видит позади,
очень успокоительно действует на нервы читателя и потому встречает
благожелательный прием. Так незаметно складывается международная школа, которую
можно назвать большевизмом для просвещенной буржуазии, или, несколько уже,
социализмом для радикальных туристов.
Мы не собираемся
полемизировать с произведениями этого типа, так как они не дают серьезных
поводов для полемики. Вопросы для них кончаются там, где они в
действительности только начинаются. Задача настоящего исследования - правильно
оценить то, что есть, чтоб лучше понять то, что становится. На вчерашнем дне мы
задержимся постольку, поскольку это поможет нам лучше предвидеть завтрашний.
Наше изложение будет носить критический характер. Кто склоняется пред
совершившимся, тот не способен подготовлять будущее.
Процесс
экономического и культурного развития СССР оставил позади уже несколько этапов,
но далеко не достиг еще внутреннего равновесия. Если считать, что
задачей социализма является создание бесклассового общества, основанного на
солидарности и гармоническом удовлетворении всех потребностей, то в этом
основном смысле в СССР социализма еще нет и в помине. Правда, противоречия
советского общества глубоко отличаются, по природе своей, от противоречий
капитализма, но имеют, тем не менее, очень напряженный характер. Они находят
свое выражение в материальном и культурном неравенстве, в государственных
репрессиях, в политических группировках и в борьбе фракций. Полицейский гнет
приглушает и искажает политическую борьбу, но не устраняет ее. Идеи, которые
объявляются запретными, оказывают на каждом шагу влияние на политику
правительства, оплодотворяя ее или противодействуя ей. В этих условиях анализ
развития Советского Союза не может быть ни на минуту отделен от сопоставления
идей и лозунгов, под которыми ведется в стране приглушенная, но страстная
политическая борьба. История здесь
непосредственно сливается с живой политикой.
Благомыслящие
"левые" филистеры любят повторять, что в критике Советского Союза
нужна крайняя осторожность, чтоб не повредить социалистическому строительству. Мы,
со своей стороны, отнюдь не считаем советское государство столь шатким
строением. Враги СССР осведомлены о нем гораздо лучше, чем его действительные
друзья, т.е. рабочие всех стран. В генеральных штабах империалистских
государств ведется точный учет плюсам и минусам Советского Союза, и не только
на основании публичных отчетов. Враги могут, к несчастью, использовать слабые
стороны рабочего государства, но ни в каком случае не критику тех его
тенденций, которые сами они считают его положительными чертами. В неприязненном
отношении к критике со стороны большинства официальных "друзей"
скрывается, на самом деле, страх не столько за хрупкость Союза, сколько за
хрупкость собственных симпатий к нему. Пройдем же спокойно мимо предостережений
и опасений такого рода. Решают факты, а не иллюзии. Мы хотим показать лицо, а
не маску.
Л. Троцкий
4 августа 1936
г."
Комментариев нет:
Отправить комментарий