среда, 1 апреля 2020 г.

ЭПШТЕЙН: КАК СКИННЕР УПРАВЛЯЛ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ - 3


5-

Самый интересный и полезный отрывок текста. Без комментариев.
* * *
Роберт Эпштейн:
"Самоорганизация (повседневного) образа жизни
Более поздние размышления Скиннера о самоуправлении поведением и самоорганизации (образа жизни) (являющихся, попросту говоря, применением приёмов самодисциплины) полностью совпадают с теоретическими положениями, которые он сформулировал в 1953 году (см. например, Skinner, 1968, с. 191–193; 1974, с. 194–199). Но в его более поздних работах мы обнаруживаем ещё чаще описания его собственных приёмов самодисциплины и, в конечном счете, подробные советы о том, как освоить самоорганизацию поведения. Ниже я сделаю резюме некоторых из этих работ, но прежде чем сделать это, я попытаюсь дать читателю наглядную картину самоорганизованного образа жизни, который вел Фред. Как я указывал ранее, перечислить примеры - слишком мало для данной темы, но по меньшей мере это станет её заделом.
Насколько могу судить, вопреки всем слухам Фред не занимался применением методов "модификации поведения", чтобы "манипулировать" людьми. Совсем напротив. Его отношения с другими людьми были по большей части непринужденными, естественными и вежливыми. Его стиль межличностного общения стал даже мягче благодаря научным принципам, которые ему довелось разработать, потому что его исследования убедили его, что наказания - плохой инструмент для изменения поведения, и поэтому он избегал использовать его в своей повседневной жизни.
Фред избегал манипулировать другими, но он наверняка манипулировал своим поведением, и делал это с большим успехом. Он ежедневно плодотворно прилагал всю свою изобретательность и все свои научные знания в отношении всех аспектов своей собственной деятельности, как в большом, так и в малом, и когда это не удавалось, он передумывал и делал новую попытку.
Иногда результаты были грандиозными, а иногда - смешными. Фред обычно уже рано утром писал в своем кабинете, и я помню, как его беспокоило ёрзанье. Вот он попишет несколько минут, потом начинает ерзать на стуле и встает. Однажды он заинтересовался тем, что мешало ему продолжать писать. Может быть, причина - это сиденье стула? Он сделал разрез на стороне сиденья, вытащил набивку и сделал новую набивку, придав ей форму своего зада. И конечно же, результат был положительным: он смог писать гораздо дольше на измененном (но очень рваном!) сиденье. Так он очень просто изменил окружающую действительность, чтобы изменить свое собственное поведение.
Он знал важность (оперантного) подкрепления для сохранения шаблонов поведения, особенно длительных, многокомпонентных (цепочек) актов поведения, и поэтому он сделал свой мир максимально насыщенным подкрепителями. Мы часто работали в мастерской в его подвале, рядом со сверхсекретным носовым конусом ракеты с управлением (полетом) при помощи голубей, которое он изобрел для армии в 1940-х годах, и штабелем старых обучающих машин, которые он изобрел в 1950-х годах. Как-то раз нам надо было создать устройство, которое могло бы перемещать световое пятно по экрану для начала экспериментов по само-формированию поведения (см. Epstein & Skinner, 1980), и идея Фреда заключалась в том, чтобы поместить небольшую лампочку в центр петли, в которой было сделано отверстие. На виде сбоку это выглядело как перемещение маленькой световой точки.
Для петли Фред вырезал полоску из крышки старого арифмометра, а для шкивов Фред нашел несколько пустых катушек от ниток. Я установил мотор и начал подключать лампочку, когда Фред предложил повесить устройство на стене. "А зачем, - спросил я - ведь оно еще не готово". "Ну, чтобы полюбоваться, как оно выглядит, - ответил Фред, и его глаза засветились. - Иначе говоря, давай получим подкрепление".
Фред записывал всё, что надо сделать, потому что люди, которые ведут запись предстоящих дел, делают больше. Он составлял для себя расписания, чтобы выполнять запланированное. Обычно люди составляют расписания дел на день и на неделю, но Фред составлял ещё и долгосрочные расписания - даже на 10 и 20 лет (Skinner, 1979, 1983b).
Он знал, что правильный стимул работает как суфлёр для усиления слабо выраженного поведения, поэтому он разработал методы работы над собой, чтобы запоминать имена и числа, которые он забывал. Он подбирал буквы алфавита или пробовал разные ритмы произношения (как "суфлёр формы") или просматривал и повторял похожий по содержанию материал (как "тематический суфлёр"). Он уверял нас, что будь достаточно времени, он сможет вспомнить любой факт из своего прошлого.
Такие само-намёки помогают вспоминать, потому что мы легче опознаем, чем просто вспоминаем. В записных книжках Фреда есть десятки таких случаев:
"Подумать над следующим: вспоминая эпизод, произошедший в 1946 году, я не мог вспомнить имя тенора, который не выступал, потому что его самолет приземлился в Чикаго, и его оттуда по ошибке отвезли в Блумингтон, штат Иллинойс, а не в Блумингтон, штат Индиана. Я стал подбирать буквы алфавита. Остановившись на L и M, я почти получил имя; оно было явно очень близко (к этим буквам). Я продолжил и снова прошёлся по алфавиту. И снова получил на буквах L и M сильный, но неоформленный в имя (смутный) намёк на ответ. А в третий раз, после нескольких посторонних воспоминаний о связанном с эпизодом материале, я вспомнил имя: Lauritz Melchior. С обеими буквами L и M, и в правильном порядке! (Epstein, 1980, стр. 208)
По радио я услышал объявление о том, что сыграют радикальное музыкальное произведение Прокофьева. Диктор упомянул Стравинского, Дягилева и, возможно, еще одного-двух человек. Музыка была очень странной. Через несколько минут во время игры я попытался вспомнить имя Прокофьев. Но у меня все время в памяти всплывало слово Петрушка. Я начал перебирать алфавит. С большим усилием я искал перебором букв алфавита намёк на имена русских композиторов. Моё внимание остановилось на буквах П и Р... На короткое мгновение Респиги попал в Россию, а Раскольников стал композитором. И тогда я обратился мысленно к старой книге русских фортепианных пьес, пытаясь визуализировать страницы (нот) польки, написанной человеком, чье имя я хотел вспомнить. (стр. 50)
Можно использовать частичное воспоминание искомого слова, чтобы оно вызвало полное воспоминание в том, кто его услышит. Шоферу компании Merck, который вез меня из Филадельфии в Уэст-Пойнт, я сказал, что лучше ехать через местность, которая называется вроде как Mishocken.
"Conshohocken", - сразу ответил он. Я мог бы сделать то же самое усилием над собой, чтобы получить в итоге правильное слово. Поскольку я опознал его ответ правильным, то я мог бы опознать правильность собственного воспоминания, когда его вызовет в памяти (смутный) намёк. (стр. 284)
Фред знал, что неприятные задачи становятся более приятными, если мы правильно устроим окружающую обстановку (факторы подкрепления). Одно время он приучал себя крутить педали на велосипеде-тренажере, положив интересное чтение на руль, а когда мы работали вместе, он поставил туда маленький телевизор. Он крутил педали, смотря утренние новости.
Он знал, что лучшие идеи часто бывают мимолетными, поэтому он разработал особые способы их фиксировать. Например, он держал записную книжку или магнитофон у кровати и у бассейна.
Он знал, что писание - это занятие, очень чувствительное к помехам, и поэтому он старался защитить его от помех. Он устроил специальные книжные полки, чтобы его словари и другие справочники были всегда под рукой (Илл. 1). Он использовал свой письменный стол только для серьезной работы; он отвечал на письма и оплачивал счета в другом месте. Он устраивал напоминания себе тем, что было под рукой: если он решил принести какую-то книгу домой из офиса, то клал ее там, где наверняка бы увидел ее, уходя домой.
Он сделал свою работу более продуктивной, применяя часы и будильники, и пользуясь скоросшивателями и специальными системами каталогизации, которые помогали организовать его мысли, особенно когда его стало беспокоить ослабление памяти, вызванное старением. Он никогда не давал ухудшению зрения и слуха возобладать над собой. Он компенсировал его, причем часто приспособлениями своего собственного изготовления. Какое-то время он носил большие пластиковые раструбы, напоминающие уши Микки Мауса, чтобы улучшить слух; он говорил, что они сильно помогали, но он перестал их носить, потому что они приводили в недоумение посетителей. И хотя он страдал глаукомой, он продолжал много читать с помощью больших луп и хорошего освещения. Когда его жене не понравилось увеличительное стекло, которое он установил в их гостиной, он приделал его к поворотному держателю, который убирал его под журнальный столик.


Рабочий кабинет Скиннера в подвале дома в Кембридже, штат Массачусетс, примерно через год после его смерти. Он спал и работал здесь, и его семья сохранила всё так, как он оставил:
-
(А) Скиннер сконструировал письменный стол и всё вокруг него для облегчения своей работы. Он сам мастерил мебель, даже выдвижные ящики (вверху в центре). Все часто используемые книги были в пределах легкой досягаемости (словари, справочники для писателей, копии его собственных книг и т. д.), и у каждой было своё место, поэтому ему никогда не приходилось их искать. Слева видна картотека, содержащая бихевиористские "переводы" сотен слов, употребляемых в повседневности, которая, как он надеялся, послужит основой словаря поведенческих терминов. У него были проблемы с чтением своего почерка, потому что в последние годы его зрение и почерк были плохими; громоздкий диктофон (внизу справа) позволил ему продолжать работу. Самодельный деревянный ящик (крайний правый внизу) содержал упаковки лекарств, рассортированные так, чтобы помочь ему принять правильную таблетку в нужное время.
-
(В) Небольшой кусок картона закрывал циферблат часов возле его рабочего стола. Когда он писал, он закрывал им часы, чтобы не отвлекаться.
-
(С) Провода и шпагаты как приспособления. Несколько прикреплены здесь к большой подсветке увеличительного стекла. Они протянуты к шкивам на потолке и оттуда к ближайшей стене, где заканчиваются противовесами, которые Фред отлил из бетона. Их конструкция легко позволяла ему разместить увеличительное стекло над читаемой книгой. На заднем плане, среди прочего, фотографии Павлова, Фреда С. Келлера, голубей, играющих в пинг-понг, и одного из его внуков.
-
(D) Фред читал, смотрел телевизор или слушал классическую музыку, сидя в кожаном кресле. К подлокотнику он приклеил самодельный деревянный лоток для пульта дистанционного управления телевизором; лоток предохранял пульт от падения. На кофейном столике лежал шнурок (не виден), который был привязан к механическому нажимному устройству на расстоянии около шести футов. Потянув за шнурок, Фред мог нажать кнопку паузы на своем диктофоне. "С помощью клеевого пистолета, - сказал бы Фред, - можно смастерить всё, что угодно"; так он и делал.
-
(Е) Фред спал в этом модуле, присланном ему в знак уважения одной японской фирмой. Эта фирма некоторое время рекламировала модуль в Соединенных Штатах, и Фред, вдохновленный рекламой, предложил фирме создать версию модуля для детей - высокотехнологичную "колыбель", но фирма отказалась.
-
(F) Крупным планом записка, прикрепленная над столом, с подробным расписанием приема лекарств с 6:00 до 21:00 часов.


Он знал, что отдых способствует творчеству и хорошему здоровью, поэтому каждый день отводил время досугу. Он смотрел футбольные матчи и читал детективные романы без чувства вины. Он был типичным самоорганизатором, а не типичным растяпой.
Этим я пытаюсь передать стиль и образ жизни Фреда. Он был необычайно положительным, оптимистичным, насыщенным и часто весёлым; главную роль в нём играли навыки самоорганизации. Защищая от нападок бихевиоризм в 1974 году, он (Скиннер) обрисовал его возможности так:
"Бихевиорист не только испытывает самые пламенные чувства, подобно всем остальным; но и в целом у него, вероятно, куда больше приятных, потому что есть состояния организма, обусловленные, например, неудачей, недовольством или поражением, которые вовсе не приятны или вдохновляющи, а их-то куда реже испытывают те, кто занимается научным самопознанием и самоорганизацией." (Skinner, 1974, стр. 271)
Я был знаком с Фредом, когда ему шел 7-й и 8-й десяток лет - когда корабль его жизни уже давно зашел в гавань назначения. Ясно, что его жизнь не была такой простой и приятной, как на более ранних этапах его жизни, но, как я уже сказал, у него был страстный интерес к самосовершенствованию при помощи самоуправления поведением с 1940-х годов или, возможно, даже раньше. В 1950-х и 1960-х годах он испытывал стресс и переутомление, в основном из-за успеха многих своих проектов.
Человек, бывший его студентом в начале 1960-х годов, однажды сказал мне, что он видел Скиннера только "между полетами на самолете", а другие жаловались на то, что он не смог прочитать их дипломную работу и руководить ими в течение целого ряда лет, когда он был очень занят. В его записных книжках и автобиографии есть много указаний на то, что в этот трудный период он стремился улучшить свои возможности при помощи целевого манипулирования условиями жизни. В одной заметке, написанной около 1961 года, он восклицает: "Мне необходимо отдохнуть!" (Skinner, 1983b, стр. 214), и вскоре после этого появляется первая из множества его заметок о попытках "интеллектуальной самоорганизации", его попытка улучшить качество и оригинальность мышления и его письменного изложения:
"Я начинаю видеть себя более ясно во взаимодействии с повседневной средой, в которой я живу день за днем. Веду ли я сейчас более "разумную" жизнь? В традиционном смысле - нет. Моим поведением по-прежнему управляют те же переменные - в основном подкрепляющие его последствия - двигающие одни и те же процессы. Я упорядочиваю эти переменные, а не позволяю им появляться случайным образом или из посторонних источников, но это вовсе не "разум"... Как же мне найти условия, при которых я буду получать результаты, которые, скорее всего, будут уникально моими? (Skinner, 1983b, стр. 214-215, подчеркивание добавлено)
Для того, чтобы двагаться в новых направлениях, Скиннер решил с лета 1962 года полностью отказаться от исследовательской работы (его участие в ней и так было минимальным с 1957 года), и он также решил досрочно уйти на пенсию в возрасте 60 лет (в 1964 году). Эти действия не были бегством; наоборот, он "упорядочивал переменные".
Он много анализировал свою ситуацию, часто в письменной форме, и планировал соответствующие изменения. Например, в записи 1963 года он планировал следующее:
1) Дальнейшее сокращение работы в офисе и на факультете. Отказ от лекций. Минимальная переписка.
2) Организация, каталогизация, уточнение материалов, создание лучшего обзора того, что надо будет сделать, способность соотносить актуальные интересы или идеи с проектом.
3) Минимальная общественная стимуляция...
4) Отдых без чувства вины. Легкое чтение. Телевидение. Однако музыка, кажется, слишком волнует. (Skinner, 1983а, стр. 244)
В четырех работах опубликованных в последнее десятилетие его жизни, Фред претворил свой собственный опыт самоорганизации в конкретные рекомендации для других людей. Три из них (Skinner, 1981, 1983a, 1987b) касаются интеллектуальной самоорганизации как таковой, а четвертая (Skinner & Vaughan, 1983) посвящена несколько более общим вопросам самоорганизации в пожилом возрасте. В разделе "Как узнать, что вам надо сказать" Скиннер предлагает читателям советы:
(а) Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Вы будете думать и писать более ясно, если ваш организм будет в порядке.
б) Пишите каждый день в одном и том же месте и больше ничего там не делайте.
(в) Пишите каждый день в одно и то же время.
(г) Используйте самые лучшие материалы для письма, которые вам доступны.
(д) Пишите
каждый день.
(е) Начните с малого и постепенно увеличивайте.
(ж) Составьте распорядок свободного времени и используйте его продуктивно. 7
(з) Фиксируйте новые идеи по мере их появления. Носите с собой блокнот, а другой положите у своей кровати.
(и) Окружите себя соответствующими стимулами: сочувствующими слушателями, материалами для чтения, стимулирущими ваше мышление, и новыми ситуациями.
(к) Сделайте общую схему, чтобы организовать свои мысли, прежде чем выражать их в прозе. Для этой цели удобны очень большие листы чистой нелинованной бумаги, на которых вы сможете графически изобразить взаимосвязи между идеями. 8
(л) Начните писать, не заботясь о стиле. Редактировать будете позже.
В 1982 году Фред выступил на собрании Американской психологической ассоциации с докладом под названием «Интеллектуальная самоорганизация в старости», который был опубликован в следующем году. Реакция на доклад была столь положительной, что при содействии М.Э. Вогана Фред расширил доклад до размеров небольшой книги под названием "Enjoy Old Age - Удовольствие от старости". В докладе и книге содержится много практических рекомендаций - прямых выводов из собственного опыта Фреда в области самоорганизации, в том числе:
(
a) Скомпенсируйте ослабление органов чувств соответствующими устройствами: очками, ярким светом, лупами, слуховыми аппаратами, аудиокнигами, наушниками, ароматными приправами в пище. 9
(б) Дополните ослабление способностей и нехватку стимуляции новыми развлечениями.
(в) Освойте новые навыки улучшения памяти: делайте заметки, действуйте на то, о чем вы думаете, повторяйте прочитанное, используйте приёмы подсказки и так далее. Когда все это не помогло и вы находитесь в затруднительном положении, импровизируйте. Например, если вам нужно представить свою супругу кому-то, чье имя вы забыли, попробуйте следующее:
Мы с женой используем следующую стратегию: если есть возможность, что она уже знакома с этим человеком, я просто говорю ей: "Надеюсь, ты помнишь..?", и она пожимает протянутую ей руку и говорит: "Ну разумеется. Как поживаете?" Возможно, сам знакомый не помнит встречи с моей женой, но наверно тоже слаб памятью. (
Skinner, 1983а, стр. 240)
(г) Досуг должен действительно давать отдых. Откажитесь от затруднительных занятий и соревнований.
(д) Отдыхайте! 10
(е) Облегчите свою жизнедеятельность. Имейте всё необходимое под рукой.
(ж) Используйте записи или иные вспомогательные средства, чтобы облегчить формулировку мыслей.
Skinner (1987a) описал две "трехмерные схемы", которые недавно изобрел, чтобы помочь себе в этом деле, и утверждал, что они "работают так хорошо, что мне хотелось бы иметь их, когда я был моложе" (стр. 379 ).
Использование Фредом методов самоорганизации было легким и естественным для него. Это нисколько не пахло "тиранией" тренировки самоуправления поведением в "Уолдене-Два". Для него это было игрой или решением головоломки, и он получал удовольствие и от самого процесса, и от результатов.
Он также гордился самоорганизацией, потому что она очевидно демонстрировала сильную прикладную сторону его науки (бихевиористского анализа поведения), которой не было у других направлений психологии и психиатрии. Судите по следующим заметкам из его записных книжек, каждая из которых написана в 1960-х годах:
"Фрейд не смог бросить курить сигары - до 25 штук в день, хотя курение очевидно вызывало тяжелый "катар" (горла), от которого он страдал большую часть своей жизни, а также запущенный рак челюсти в последние годы его жизни... а ведь это - удивительное отсутствие самоанализа и самоуправления поведением. Разве его это не беспокоило, или же это потому, что суть его теории состояла в необходимости признать, что привычка "больше, чем сама личность"? (Epstein, 1980, с. 341)
Думаю, я хорошо использовал свой анализ поведения для организации моего собственного образа жизни, особенно в отношении моего речевого поведения. А могут ли психоаналитики, а также когнитивные и гуманитарные психологи сказать то же самое? Сообщал ли когда-либо Фрейд об использовании своей теории для воздействия на его собственное мышление? А являются ли когнитивные психологи особо компетентными в вопросах познания? И являются ли гуманитарные психологи более эффективными в помощи другим людям благодаря своим теориям?" (стр. 75)
Самый важный метод самоорганизации подразумевается в трудах Фреда (Скиннера), но нигде четко не изложен: Он ежедневно проводил несколько минут, часто разбросанных на протяжении всего дня, в поисках и анализе переменных, от которых, по-видимому, зависело его поведение. Недостаточно жить как живётся, говорил он мне; надо также анализировать жизнь и вносить в неё частые и регулярные изменения."
(Продолжение следует)
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий