пятница, 3 апреля 2020 г.

ЭПШТЕЙН: КАК СКИННЕР УПРАВЛЯЛ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ - 5


-
Нижеследующий печальный рассказ о мучительном умирании замечательного человека напоминает нам, что все мы смертны, и что самое лучшее, на что мы способны - это оставить после себя что-то действительное ценное для грядущих поколений. Я постараюсь в августе выложить хорошую подборку переводов к 30-й годовщине кончины профессора Скиннера (18 августа 1990 года).


* * *
Роберт Эпштейн:
"Умирая в боевом строю
Фред (Скиннер) был как минимум три раза близок к смерти, прежде чем его в августе 1990 года прикончили осложнения, вызванные лейкемией. В 1971 году он стал испытывать сердечные боли, настолько сильные, что привел в порядок все свои дела, ожидая скорой смерти. В конце 1970-х на одной стороне его лица начала расти опухоль. К тому времени, когда она была удалена, она стала размером почти с мяч для гольфа. Поскольку она поразила слюнную железу, один из коллег назвал ее "местью Павлова" (Фред отнесся к этому с юмором). Главый хирург в Массачусетской центральной больнице удалил бóльшую часть опухоли, но часть её осталась, потому что раковая ткань окружала лицевые нервы. Опухоль была определена как злокачественная, поэтому Фред подвергался лучевой терапии в течение нескольких месяцев. Излучение убило большинство вкусовых рецепторов на его языке и приём пищи стал для него мучительным.
За несколько лет до смерти Фред поскользнулся и упал на кухне, от чего произошел разрыв кровеносных сосудов в его мозгу. В его черепе было просверлено шесть больших отверстий, чтобы снять давление, и он был вынужден лежать совершенно неподвижно на спине в течение нескольких недель в больнице. И в довершение всего осенью 1989 года была диагностирована лейкемия. Ему сказали, что ему осталось жить 2 или 3 месяца.
Фред встретил все эти трудности с теми же оптимизмом и изобретательностью, которые он проявлял во всех аспектах своей жизни. Он искал соответствующие факторы и изменял их, чтобы поддерживать себя в как можно более хорошем состоянии, и обычно это ему действительно удавалось. Как противодействие болезни сердца, Фред изменил диету, похудел на 16 фунтов, изменил режим тренировок и сократил объём своих обязанностей. Будучи подвергнут лучевой терапии, он сделал импровизированный щиток из свинцовой фольги, чтобы защитить от радиации свой язык и порицал врача за то, что тот даже не подумал о таком устройстве. С такой же изобретательностью он принимал меры против глаукомы, потери слуха и ухудшения памяти.
Я посетил его в постели на следующий день после удаления опухоли, не более чем через час после того, как ему сообщили, что она злокачественная. Он был полностью в сознании, но не проявлял никаких признаков отчаяния, абсолютно никаких. Он рассказал мне о сравнительно хорошей еде и великолепном массаже спины в больнице. Он сказал, что не сокрушается. "У меня была хорошая жизнь", - сказал он.
Лейкемия не помешала ему работать, и всего за 8 дней до смерти Американская психологическая ассоциация наградила его первой премией за выдающийся пожизненный вклад в психологию. Принимая награду, Фред произнес 15-минутную речь перед собравшейся аудиторией в Бостоне, а за несколько часов до своей смерти он добавил последние штрихи к рукописи, основанной на этой речи: "Can Psychology Be a Science of Mind? - Может ли психология быть наукой о "когниции"?'' (Skinner 1990). По словам его дочери, он всегда хотел умереть "в боевом строю", и похоже, что это ему удалось. "Когда приблизился конец, - писала она, - у него пересох рот. Выпив глоток воды, он произнес свое последнее слово: " Marvelous - Чудесно" (Vargas, 1990, p. 410).
Для Фреда жизнь была чередой радостей и препятствий, которые ему пришлось преодолевать, и он справлялся с этим очень хорошо. Его никогда не интересовали четыре стадии неизлечимой болезни - возможно, потому, что это слишком сильно воняло традиционной психологией. Он просто жил!
Фред был самым творческим, самым плодовитым и самым счастливым человеком, которого я когда-либо знал. Я не могу доказать, что причиной тому были его исключительные навыки самоорганизации (образа жизни), но я не сомневаюсь, что это действительно так, и как Скиннер, так и его (литературный) двойник Фрейзер, высказывали подобные утверждения.
Вспоминая прошлое, я считаю, что научился бóльшему из наблюдений за поведением Фреда, чем из его лекций или его книг. Фред как организм с его поведением (Fred as a behaving organism) (для "гениального" Эпштейна??? - behaviorist-socialist) был важнейшим примером в науке о поведении в её повседневном плодотворном практическом применении - "Уолден Два" в миниатюре, постоянно обновляемый.
Как философ, Фред был и останется спорным. Как ученый, он был исключительным, но мы не должны стать его пленниками, учась науке по его трудам - так же, как мы не изучаем физику по Исааку Ньютону. Но как человек, как организм с его поведением, Фред может научить нас всех еще очень многому. (Типичное заносчивое оплёвывание действительно гениального ученого неблагодарной бездарной посредственностью - behaviorist-socialist)


* * *
(Примечания, обозначенные в тексте цифрами)
1 Я использовал в этой статье язык интенциональности, чтобы более легко общаться с моими читателями, но строгая формулировка Скиннером термина "самоуправление поведением" не требует такого языка. Если один акт поведения (скажем, установка времени на будильнике) происходит потому, что он изменяет вероятность другого (скажем, вставание с постели), то первое поведение "управляет", а второе - "управляется". Это верно для всех оперантов, и любые феномены могут изначально вызвать первое поведение: например, указания, подражание (modeling), формирование или генеративные процессы (Epstein, 1990, 1996). Его возникновение могло быть обусловлено словесно самодельным правилом («Бьюсь об заклад, что я встал бы раньше, если бы я установил будильник»), и это правило, в свою очередь, могло иметь любое количество источников. Спутники Одиссея по его просьбе привязали его к мачте (управляющее поведение), чтобы снизить вероятность того, что он соблазнится пением сирен (управляемое поведение). Это - элегантный пример самоуправления поведением, но он полностью обусловлен предшествующим указанием, (потому что волшебница) Кирка посоветовала ему это сделать. Причины самоуправления поведением иногда бывают тривиальными и очевидными, а иногда глубокими; иногда обусловленными указаниями или подражанием, а иногда и результатом "решения проблем" (ср. Epstein 1996).
2 Боюсь, что указание страниц поможет не всем, потому что у различных изданий "Walden Two" - как минимум пять различных схем нумерации страниц. Цифры, которые я привожу здесь - по изданию в мягкой обложке 1962 года, которое разошлось самым большим тиражом.
3 Симмонс - это второе имя Фреда С. Келлера, давнего друга и коллеги Скиннера, ставшего много лет спустя разработчиком индивидуализованной системы обучения или "плана Келлера" - системы обучения для детей многих возрастов (Keller 1968, 1977; Keller & Sherman, 1974). Это еще один пример жизни, подражающей искусству.
4 В своем комментарии к статье Хернштейн - Herrnstein (1977 г.) "The Evolution of Behaviorism - Эволюция бихевиоризма" Скиннер (1977а) критиковал своеобразное использование Хернштейном термина "самоподкрепление", но эти спорные вопросы, не имеют отношения к данной дискуссии.
5 Подобные темы обсуждаются в "Verbal Behavior - Речевом поведении", книге Скиннера, опубликованной в 1957 году.
6 Скиннер (1989) изменил свое определение "я": "В длинной главе под названием "Самоуправление поведением" в книге "Science and Human Behavior - Наука и поведение человека" я использовал слово "self - сам" так же, как я теперь использую слово "person - личность"... "Личность", как репертуар поведения, может наблюдаться другими; но "я" как совокупность сопутствующих личных ощущений наблюдается только (им самим) своими (органами) чувств или самосозерцанием (стр. 28).
7 Греки, говорил Скиннер, называют это эутрапелией - eutrapelia. Помимо чтения романов и просмотра спортивных состязаний по телевизору, Фред часто выполнял простейшие, связанные с работой задачи: подшивая бумаги, вырезая и вставляя куски текста, читая классику, которая могла бы помочь его работе. Однажды я обвинил его в том, что он проводил много времени на досуге, и он ответил, что у меня "жестокое суперэго". (По отношению к другим. - behaviorist-socialist)
8 За эти годы Фред подарил мне много вещей, которыми я дорожу, в том числе первое двухтомное издание "Принципов психологии" Уильяма Джеймса, подписанное Фредом, и "кумулятивный график" опыта, поставленного Фредом в 1932 году. Моим самым необычным сокровищем является рулон больших, несколько пожелтевшиих листов бумаги. Фред сказал мне, что это остатки кипы того, что он использовал для записи организации своего мышления, экспериментов по дизайну и так далее, и он посоветовал мне использовать их для той же цели. Так или иначе, я просто не мог заставить себя уничтожить их, зная их предназначенение. Попадут ли они когда-нибудь в музей? На этикетке экспоната тогда будет написано: "Листы бумаги, когда-то принадлежавшие выдающемуся психологу Б. Ф. Скиннеру. Он намеревался что-то записать на них, но мы не знаем, что именно.'' (Это что - юмор? - behaviorist-socialist)
9 Фред носил слуховой аппарат последние 20 лет своей жизни, но ему трудно было слушать в аудиториях, в которых уровень окружающего шума был высоким. Он часто мог опознать лишь отдельные слова или фразы в вопросах, которые ему задавали, но он предпочитал отвечать, а не просить спрашивающего повторить вопрос. Несмотря на это, он почти всегда отвечал на вопрос правильно. Он сказал мне, что он мог делать это, потому что ему обычно задавали одни и те же вопросы всё снова и снова; его ответы, по его словам, были практически "предопределены". Лишь в редких случаях он отвечал не на вопрос, который был задан. И тогда ответ, обычно элегантный, вызывал у публики недоумение, но очевидно, что никто никогда не подозревал тяжесть его ухудшения слуха или метод, который он использовал, чтобы отвечать на вопросы.
10 Скиннер (1983b) указывал при этом на меморандум, описывающий устав гитлеровской армии. Когда заметно, что военнослужащие страдают от любого из 18 различных признаков умственной усталости, им предписывалось немедленно брать увольнительную. (Скиннер добавляет: "К счастью для всего мира, [Гитлер] не применял устав по отношению к себе", стр. 241.) Как-то раз он предложил мне прочесть сам меморандум, и обнаружилось, что я страдаю от 17 и 18 признаков усталости. Примечательно, что Фред не страдал ни одним из них.
11 Сила воли соответствует "замещающему поведению", одна разновидность которого заключается в том, чтобы "сохранять неподвижность". Я помню, как однажды настолько нервничал, что для того, чтобы преодолеть свою дрожь, я дрожжал в другом направлении'' (как я сказал окружающим), а в результате - не дрожжал. Таким образом, сила воли как таковая является лишь верхушкой айсберга самоуправления поведением; это только один из многих типов самоуправления, а другие его типы потенциально более полезны для большинства людей. (Брехливое самолюбование - behaviorist-socialist)
12 (И напоследок - моё примечание к тексту. Лимерик, процитированный в первом отрывке перевода статьи, исходно был таким:
"
There is a notable family named Stein,
There is Gertrude, there's Ep, and there's Ein.
Gert's prose is the bunk,
Ep
's sculpture is junk,
And no one can understand Ein!"
(Цитирую по: The Lure of the Limerick by W.S. Baring-Gould, стр. 176.)
Гертруда Штейн писала не стихи, а "литературную критику" и прозу, причём очень скучную и напыщенно-глупую; Яков Эпштейн, будучи евреем, тем не менее занимался изготовлением скульптур (сомнительной художественной ценности) для христианских церквей и скульптурных портретов на заказ; а кем был Альберт Эйнштейн, должен знать каждый. Так что этот лимерик не имеет ни малейшего отношения к мистеру Роберту Эпштейну. - behaviorist-socialist)


ССЫЛКИ
(Обратите внимание на многочисленные ссылки мистера Эпштейна на себя любимого: за исключением первой (публикации записных книжек проф. Скиннера) и предпоследней (ранней статьи в соавторстве с C. Goss) они совершенно не по теме, самореклама - behaviorist-socialist)
Agnew, S. T. (1972, January). Agnew’s blast at behaviorism. Psychology Today, pp. 4, 84, 87.
Ainslie, G. W. (1975). Specious reward: A behavioral theory of impulsiveness and impulse control. Psychological Bulletin, 82, 463–496.
Atkinson, R. C., & Wilson, H. A. (Eds.). (1969). Computer-assisted instruction: A book of readings. New York: Academic Press.
Axelrod, S. (1983). Behavior modification for the classroom teacher (2nd ed.). New York: McGraw-Hill.
Bandura, A. (1976). Self-reinforcement: Theoretical and methodological considerations. Behaviorism, 4, 135–155.
Baxley, N. (Producer). (1982). Cognition, creativity, and behavior: The Columban simulations [Film]. Champaign, IL: Research Press.
Becker, W. C. (1971). Parents are teachers: A child management program. Champaign, IL: Research Press.
Bellack, A. S., Hersen, M., & Kazdin, A. E. (Eds.). (1990). International handbook of behavior modification and therapy (2nd ed.). New York: Plenum.
Blackman, D. E., & Sanger, D. J. (Eds.). (1978). Contemporary research in behavioral pharmacology. New York: Plenum.
Blanshard, B., & Skinner, B. F. (1967). The problem of consciousness—a debate. Philosophy and Phenomenological Research, 27, 317–337.
Blechman, E. A., & Brownell, K. D. (1988). Handbook of behavioral medicine for women. New York: Pergamon.
Bolin, E. P., & Goldberg, G. M. (1979). Behavioral psychology and the Bible: General and specific considerations. Journal of Psychology and Theology, 7, 167–175.
Brigham, T. (1982). Self-management: A radical behavioral perspective. In P. Karoly & F. H. Kanfer (Eds.), Self-management and behavior change: From theory to practice (pp. 32–59). New York: Pergamon.
Bullock, D. H. (1978). Programmed instruction. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications.
Carpenter, F. (1974). The Skinner primer: Beyond freedom and dignity. New York: The Free Press.
Catania, A. C. (1975). The myth of self-reinforcement. Behaviorism, 3, 192–199.
Catania, A. C. (1976). Self-reinforcement revisited. Behaviorism, 4, 157–162.
Catania, A. C., & Brigham, T. A. (Eds.). (1978). Handbook of applied behavior analysis: Social and instructional processes. New York: Irvington.
Catania, A. C., & Harnad, S. (Eds.). (1988). The selection of behavior: The operant behaviorism of B. F. Skinner: Comments and consequences. New York: Cambridge University Press.
Cautela, J. R. (1971). Covert conditioning. In A. Jacobs & L. B. Sachs (Eds.), The psychology of private events: Perspectives on covert response systems. New York: Academic Press.
Chomsky, N. (1971, December 30). The case against B. F. Skinner. The New York Review, pp. 18–24.
Claiborne, R. (1971, October 10). B. F. Skinner’s game plan for human society. Chicago Tribune Book World, p. 6.
Connellan, T. J. (1978). How to improve performance: Behaviorism in business and industry. New York: Harper & Row.
Daniels, A., & Rosen, T. A. (1983). Performance management: Improving quality and productivity through positive reinforcement. Tucker, GA: Aubrey Daniels & Associates.
Epstein, R. (Ed.). (1980). Notebooks: B. F. Skinner. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Epstein, R. (1981). On pigeons and people: A preliminary look at the Columban Simulation Project. The Behavior Analyst, 4, 43–55.
Epstein, R. (1984a). The case for praxics. The Behavior Analyst, 7, 101–119.
Epstein, R. (1984b). An effect of immediate reinforcement and delayed punishment, with possible implications for self-control. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 15, 291– 298.
Epstein, R. (1985a). Animal cognition as the praxist views it. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 9, 623–630.
Epstein, R. (1985b). Further comments on praxics: Why the devotion to behaviorism? The Behavior Analyst, 8, 269–271.
Epstein, R. (1987a). Comparative psychology as the praxist views it. Journal of Comparative Psychology, 101, 249–253.
Epstein, R. (1987b). In the yellow wood (Afterword). In S. Modgil & C. Modgil (Eds.), B. F. Skinner: Consensus and controversy (pp. 333–335). Sussex, England: Falmer Press.
Epstein, R. (1990). Generativity theory and creativity. In M. A. Runco & R. S. Albert (Eds.), Theories of creativity (pp. 116–140). Newbury Park, CA: Sage.
Epstein, R. (1991). Skinner, creativity, and the problem of spontaneous behavior. Psychological Science, 6, 362–370.
Epstein, R. (1996). Cognition, creativity, and behavior: Selected essays. Westport, CT: Praeger.
Epstein, R. (1997). Self-help without the hype. Atlanta, GA: Performance Management Publications.
Epstein, R., & Goss, C. (1978). A self-control procedure for the maintenance of nondisruptive behavior in an elementary school child. Behavior Therapy, 9, 109–117.
Epstein, R., & Skinner, B. F. (1980). Resurgence of responding after the cessation of response-independent reinforcement. Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 77, 6251–6253.
Eysenck, H. J., & Martin, I. (Eds.). (1987). Theoretical foundations of behavior therapy. New York: Plenum.
Fagen, S. A., & Hill, J. M. (1977). Behavior management: A competency-based manual for in-service training. Rockville, MD: Montgomery County Public Schools.
Ferster, C. B., Nurnberger, J. I., & Levitt, E. B. (1962). The control of eating. Journal of Mathetics, 1, 87–109.
Foster, C. (1974). Developing self-control. Kalamazoo, MI: Behaviordelia.
Gentry, W. D. (Ed.). (1984). Handbook of behavioral medicine. New York: Guilford.
Goldberg, S. R., & Stolerman, I. P. (Eds.). (1986). Behavioral analysis and drug dependence. New York: Academic Press.
Goldfried, M. R., & Merbaum, M. (Eds.). (1973a). Behavior change through self-control. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Goldfried, M. R., & Merbaum, M. (1973b). A perspective on self-control. In M. R. Goldfried & M. Merbaum (Eds.), Behavior change through self-control (pp. 3–34). New York: Holt, Rinehart & Winston.
Goldiamond, I. (1965). Self-control procedures in personal behavior problems. Psychological Reports, 17, 851–868.
Goldiamond, I. (1976a). Fables, armadyllics, and selfreinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 521–525.
Goldiamond, I. (1976b). Self-reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 509–514.
Grabowski, J., Stitzer, M. L., & Henningfield, J. E. (Eds.). (1984). Behavioral intervention techniques in drug abuse treatment. Rockville, MD: National Institute on Drug Abuse.
Hartig, F. H., & Kanfer, F. A. (1973). The role of verbal self-instructions in children’s resistance to temptation. Journal of Personality and Social Psychology, 25, 259–267.
Herrnstein, R. J. (1977). The evolution of behaviorism. American Psychologist, 32, 593–603.
Hersen, M., van Hasselt, V. B., & Matson, J. L. (Eds.). (1983). Behavior therapy for the developmentally and physically disabled. New York: Academic Press.
Holland, J. G., & Skinner, B. F. (1961). The analysis of behavior: A program for self-instruction. New York: McGraw-Hill.
Hopkins, A. J. (1934). Alchemy: Child of Greek philosophy. New York: Columbia University Press.
Iversen, L. L., Iversen, S. D., & Snyder, S. H. (Eds.). (1987). New directions in behavioral pharmacology. New York: Plenum.
Jones, V. F. (1990). Comprehensive classroom management: Motivating and managing students (3rd ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Kanfer, F. (1970). Self-regulation: Research, issues, and speculations. In C. Neuringer & J. L.Michael (Eds.), Behavior modification in clinical psychology (pp. 178–220). New York: Appleton-Century-Crofts.
Kanfer, F. H., & Goldstein, A. P. (Eds.). (1975). Helping people change: A textbook of methods. New York: Pergamon.
Kanfer, F. H., & Karoly, P. (1972). Self-control: A behavioristic excursion into the lion’s den. Behavior Therapy, 3, 398–416.
Kanfer, F. H., & Phillips, J. S. (1970). Learning foundations of behavior therapy. New York: Wiley.
Kaplan, J. S. (1991). Beyond behavior modification: A cognitive-behavioral approach to behavior management in the school (2nd ed.). Austin, TX: Pro-Ed.
Karoly, P. (1982). Perspectives on self-management and behavior change. In P. Karoly & F. H. Kanfer (Eds.), Self-management and behavior change: From theory to practice (pp. 3–31). New York: Pergamon.
Karoly, P., & Kanfer, F. H. (Eds.). (1982). Self-management and behavior change: From theory to practice. New York: Pergamon.
Kazdin, A. E. (1978). History of behavior modification: Experimental foundations of contemporary research. Baltimore, MD: University Park Press.
Keller, F. S. (1968). ‘‘Good-bye, Teacher . . .’’ Journal of Applied Behavior Analysis, 1, 79–89.
Keller, F. S. (1977). Summer and sabbaticals: Selected papers on psychology and education. Champaign, IL: Research Press.
Keller, F. S. (1984). A note on the founding of the Center. The Current Repertoire [Newsletter of the Cambridge Center for Behavioral Studies], 1, 1.
Keller, F. S., & Sherman, J. G. (1974). The Keller Plan handbook: Essays on a personalized system of instruction. Menlo Park, CA: W. A. Benjamin.
Krasnegor, N. A. (Ed.). (1979). Behavioral analysis and treatment of substance abuse. Rockville, MD: National Institute of Drug Abuse.
Kuo, Z. Y. (1937). Prolegomena to praxiology. The Journal of Psychology, 4, 1–22.
Logue, A. W. (1988). Research on self-control: An integrating framework. Behavioral and Brain Sciences, 11, 665–709.
Lumsdaine, A. A., & Glaser, R. (Eds.). (1965). Teaching machines and programmed instruction: A source book. Washington, DC: National Education Association.
Machan, T. R. (1974). The pseudo-science of B. F. Skinner. New York: Arlington House.
Mager, R. F. (1984). Preparing instructional objectives (2nd ed.). Belmont, CA: Pitman Management and Training.
Mahoney, M. J., & Thoresen, C. E. (1974). Self-control: Power to the person. Monterey, CA: Brooks/ Cole.
Marwell, G. (1972). Review of B. F. Skinner’s Beyond Freedom and Dignity. Contemporary Sociology, 1, 19–23.
Matson, J. L., & McCartney, J. R. (Eds.). (1981). Handbook of behavior modification with the mentally retarded. New York: Plenum.
Mazur, J. E., & Logue, A. W. (1978). Choice in a ‘‘self-control’’ paradigm: Effects of a fading procedure. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 30, 11–17.
McIntyre, T. (1989). The behavior management handbook: Setting up effective behavior management systems. Boston: Allyn & Bacon.
McKim, W. A. (1986). Drugs and behavior: An introduction to behavioral pharmacology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Meichenbaum, D. (1977). Cognitive behavior modification. New York: Plenum.
Melamed, B. G., & Siegel, L. J. (1980). Behavioral medicine: Practical applications in health care. New York: Springer.
Mischel, W. (1974). Processes in delay of gratification. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 7). New York: Academic Press.
Modgil, S., & Modgil, C. (Eds.). (1987). B. F. Skinner: Consensus and controversy. Sussex, England: Falmer Press.
Navarick, D. J., & Fantino, E. (1976). Self-control and general models of choice. Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes, 2, 75–87.
Newman, A., & Bloom, R. (1981). Self-control of smoking: I. Effects of experience with imposed, increasing, decreasing, and random delays. Behaviour Research and Therapy, 19, 187–192.
O’Leary, K. D., & O’Leary, S. G. (1977). Classroom management: The successful use of behavior modification (2nd ed.). New York: Pergamon.
Patterson, G. R. (1975). Families: Applications of social learning to family life (Rev. ed.). Champaign, IL: Research Press.
Peterson, S. K., & Tenenbaum, H. A. (1986). Behavior management: Strategies and techniques. Lanham, MD: University Press of America.
Proctor, R. W., & Weeks, D. J. (1990). The goal of B. F. Skinner and behavior analysis. New York: Springer-Verlag.
Quine, W. V. (1969). Ontological relativity and other essays. New York: Columbia University Press.
Rachlin, H. (1974). Self-control. Behaviorism, 2, 94– 107.
Rescigno, D. (1984). Behavior modification in business and industry: A selected bibliography. Chicago: CPL Bibliographies.
Rimm, D. C., & Masters, J. C. (1979). Behavior therapy: Techniques and empirical findings (2nd ed.). New York: Academic Press.
Rogers, C., & Skinner, B. F. (1956). Some issues concerning the control of human behavior: A symposium. Science, 124, 1057–1066.
Rubenstein, R. L. (1971, September). Review of B. F. Skinner’s Beyond Freedom and Dignity. Psychology Today, pp. 30–31, 95–96.
Ruskin, R. S. (1974). The personalized system of instruction: An educational alternative. Washington, DC: American Association for Higher Education.
Sabatino, D. A., Sabatino, A. C., & Mann, L. (1983). Discipline and behavioral management: A handbook of tactics. Rockville, MD: Aspen Systems Corp.
Schimmel, S. (1977). Free will, guilt, and self-control in rabbinic Judaism and contemporary psychology. Judaism, 26, 418–429.
Schimmel, S. (1979). Anger and its control in Graeco-Roman and modern psychology. Psychiatry, 42, 320–337.
Segal, E. F. (1987). Walden two: The morality of anarchy. The Behavior Analyst, 10, 147–160.
Sjoden, P., Bates, S., & Dockens,W. S. (Eds.). (1979). Trends in behavior therapy. New York: Academic Press.
Skinner, B. F. (1945). The operational analysis of psychological terms. Psychological Review, 52, 270– 277, 291–294.
Skinner, B. F. (1948). Walden two. New York: Macmillan.
Skinner, B. F. (1950). Are theories of learning necessary? Psychological Review, 57, 193–216.
Skinner, B. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmillan.
Skinner, B. F. (1955–1956, Winter). Freedom and the control of men. American Scholar, 25, 47–65.
Skinner, B. F. (1957). Verbal behavior. New York: Appleton-Century-Crofts.
Skinner, B. F. (1963). Behaviorism at fifty. Science, 140, 951–958.
Skinner, B. F. (1968). The technology of teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
Skinner, B. F. (1969). Contingency management in the classroom. Education, 90, 93–100.
Skinner, B. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1973). Are we free to have a future? Impact, 3, 5–12.
Skinner, B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1976). Particulars of my life. NewYork: Knopf.
Skinner, B. F. (1977a). Herrnstein and the evolution of behaviorism. American Psychologist, 32, 1006– 1012.
Skinner, B. F. (1977b). Why I am not a cognitive psychologist. Behaviorism, 5, 1–10.
Skinner, B. F. (1979). The shaping of a behaviorist. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1981). How to discover what you have to say—talk to students. The Behavior Analyst, 4, 1–7.
Skinner, B. F. (1983a). Intellectual management in old age. American Psychologist, 38, 239–244.
Skinner, B. F. (1983b). A matter of consequences. New York: Knopf.
Skinner, B. F. (1986). Some thoughts about the future. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 45, 229–235.
Skinner, B. F. (1987a, May 8). Outlining a science of feeling. The Times Literary Supplement, pp. 490, 501–502.
Skinner, B. F. (1987b). A thinking aid. Journal of Applied Behavior Analysis, 20, 379–380.
Skinner, B. F. (1989). The initiating self. In B. F. Skinner, Recent issues in the analysis of behavior (pp. 27–33). Columbus, OH: Merrill.
Skinner, B. F. (1990). Can psychology be a science of mind? American Psychologist, 45, 1206–1210.
Skinner, B. F., & Krakower, S. (1968). Handwriting with write and see. Chicago: Lyons and Carnahan.
Skinner, B. F., & Vaughan, M. E. (1983). Enjoy old age: A program of self-management. New York: Warner Books.
Skinner’s utopia: Panacea, or path to hell? (1971, September 20). Time, pp. 47–53.
Stewart, B., & Vargas, J. S. (1990). Teaching behavior to infants and toddlers. Springfield, IL: Charles C Thomas.
Stuart, R. B. (Ed.). (1977). Behavioral self-management: Strategies, techniques and outcome. New York: Brunner/Mazel.
Theophanous, A. C. (1975). In defense of self-determination: A critique of B. F. Skinner. Behaviorism, 3, 97–115.
Thompson, T., & Grabowski, J. (Eds.). (1977). Behavior modification of the mentally retarded (2nd ed.). New York: Oxford University Press.
Thoresen, C. E., & Mahoney, M. J. (1974). Behavioral self-control. New York: Holt, Rinehart & Winston.
Vargas, J. S. (1990). B. F. Skinner—the last few days. Journal of Applied Behavior Analysis, 23, 409–410.
Watson, D. L., & Tharp, R. G. (1972). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment. Monterey, CA: Brooks/Cole.
Wheldall, K. (1987). The behaviourist in the classroom. London: Allen & Unwin.
Whitman, T. L., Scibak, J. W., & Reid, D. H. (1983). Behavior modification with the severely and profoundly retarded: Research and application. New York: Academic Press.
Williams, R. L., & Long, J. D. (1975). Toward a selfmanaged life style. Boston: Houghton Mifflin."
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий