среда, 23 января 2013 г.

СПЕШИТЕ УВИДЕТЬ! КОНТРРЕАЛИЗМ - НОВЫЙ "ТРЕНД" В ИСКУССТВЕ!


Вот вам невыдуманная история о нынешней ситуации в искусстве. В самом начале января мне надо было представить одной немецкой комиссии доказательства того, что я - человек искусства. Дело было сугубо бюрократически-формальное, и поэтому я быстренько смастерил несколько "картин" (одну см. ниже)
--
--
--
и подготовил маленькое выступление на тему "контрреализм". В итоге меня, как и всех прочих, благополучно "аттестовали", несмотря на полное отсутствие художественной ценности всех представленных на аттестацию "творений", включая, конечно, и мои "картины".

Вообще-то об этой халтуре теперь можно было бы и забыть. Однако на прошлой неделе я перечёл моё выступление, написанное как пародия на искусствоведческие рассусоливания, и пришел к выводу, что его главный тезис - о том, что действительность и истина заслонены в восприятии публики отнюдь не грубой ложью, а реалистичными, правдоподобными подделками и извращениями - правильный и имеющий практическую ценность.

Поэтому я теперь выкладываю тут на русском языке мой текст о контрреализме в радикально измененном виде, удалив сарказм, который комиссия приняла за чистую монету и поверила в мою мнимую модернистскую "благонамеренность". Но суть моего выступления, ставшего из пародии апологией, остаётся прежней (контрреалистической).

Казалось, было бы логично предположить, что я, будучи социалистом-бихевиористом, должен чтить память "социалистического реализма" и исповедовать реализм? – Никак нет! Но, заняв такую позицию, я, конечно, должен её объяснить - и делаю это с удовольствием:

Прежде всего не надо забывать, что мы живем в довольно старом мире, в котором слова имеют свою часто весьма древнюю историю и во многих случаях используются для обозначения явлений, которые им нисколько не соответствуют. И вот некое явление, нося зарезервированное за ним историей название, препятствует своим существованием словесному формулированию совершенно иного явления, к которому это уже занятое название подошло бы воистину идеальным образом.

Например, когда я несколько лет назад раздумывал над тем, как назвать социализм, под который подведена действительно научная основа науки о поведении – бихевиоризма, мне сразу подвернулось словечко "social behaviorism" - "социал-бихевиоризм". Однако, посмотрев в словари и энциклопедии, я обнаружил, что это гордое имя уже давно "зарезервировано" за учением американского апологета капитализма и приверженца социал-дарвинизма Джорджа Герберта Мида (G.H. Mead).

Мид исходил из совершенно правильных предпосылок прагматизма о примате общественной практики над "познанием" и о том, что человеческая личность – продукт общественных (в том числе речевых) отношений, однако из-за своей веры в обожествляемую "социобиологами" фикцию инстинкта пришел к антисоциалистическим, индивидуалистическим выводам. Мид, хоть и называл себя "прагматистом" и "бихевиористом", на самом деле (в отличие от ученого-экспериментатора Скиннера) ученым не был, а был всего лишь умозрительным натурфилософом, вроде Фрейда. Чтобы от него отмежеваться, мне пришлось выдумать весьма неуклюжий термин "behaviorist socialism" - "бихевиоризм-социализм", или "бихевиористский социализм".

Точно так же обстоит дело и со словом "антиреализм". Реализм изначально обозначал идущую от Платона ветвь субъективного идеализма, постулировавшего существование "истинно реального" мира идей и отрицающего реальность окружающего мира, который он считал лишь бледной тенью мира идей. Эта платоническая идеалистическая мура, "обогатившись" философским солипсизмом достопочтенных Беркли и Хьюма, позднее наплодила целую кучу близняшек - идеалистических философий, занятых благоговейным созерцанием своего пупа  – индивидуальных "идей" и "представлений" – и выспренными разглагольствованиями на эту тему: феноменализм, структурализм, конструктивизм и ментализм-когнитивизм.

Исходя из Платона и его "реализма" (согласно которому якобы реален вовсе не ощущаемый мир, а выдуманный Платоном некий трансцедентальный мир "идей"), ставшего идеологической базой всего средневекового богословия и идеалистической философии нового времени, его антипода - прагматическое отрицание мнимой и даже предумышленно фальшивой "реальности" всей идеалистической и богословской бредятины логично было бы назвать антиреализмом... Однако, как мы знаем по их общепринятому употреблению, слова "реализм" и "антиреализм" наперекор Платону к нашему времени сменили своё значение на прямо противоположное!

Именно поэтому я взял куда менее затасканное умниками слово "контрреализм", обозначающее антипод реализма, подобно тому, как контрреволюция является антиподом революции.

Ну так почему же я противник реализма (в нынешнем понимании) в искусстве?

Для этого надо вспомнить, что с самого начала "реализм" скульптора и художника служил наглядному представлению мифов и религиозных побасенок в материальном виде. Статуи античных богов были материализацией творений человеческого воображения, и эта традиция была продолжена христианством в эпоху Возрождения, когда выдающиеся художники – например, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль - сотворили живописью и скульптурой "реальность" бестелесных, фиктивных призраков библии – ветхозаветных пророков, Исуса Христа, апостолов, "святых" и т.д. и т.п...

Итальянцы вместе с фламандцами "возродили" наглядность древнегреческой и древнеримской мифологии. Боттичелли и Джорджоне, Рембрандт и Рубенс, и т.д. без зазрения совести продавали наивной публике десятки Венер, Силенов и т.п. - свеженькую продукцию своих мастерских, в которых постоянно работало несколько художников-подмастерьев, под видом "подлинных творений античности"!

Возрождение ввело в изобразительное искусство "реалистические" пейзажи, натюрморты и портреты. И именно отсюда пошло буржуазное реалистическое искусство, которое служит ЭРЗАЦЕМ реальности, подменяет и фальсифицирует действительность, причём чем оно "реалистичнее", тем подмена бесцеремоннее. Искусственный медиальный эрзац "реальности" стал для людей буржуазного общества реальнее самой реальности, неким эталоном истинности!
-- Тут тебе навешают столько "реальности" на уши, что только держись!

Западное реалистическое искусство выросло из церковной наглядной агитации и пропаганды и превратилось в средство политической пропаганды и коммерческой рекламы, средство массовой промывки мозгов. Пропаганда и реклама неизбежно должны быть как можно более реалистичными, чтобы эффективно служить как фальсификат действительности. Более того, художник-реалист, чтобы его творения были убедительны для публики, должен сам верить в изображаемую им фикцию. Лицемер и обманщик не могут быть хорошими реалистами. Художники, работавшие на религиозные темы, были "истинно" верующими.

Более того, реализм на службе не только веры, но и натурфилософии "исправляет" (а на самом деле насилует) действительность воображаемыми фикциями. Вот, например, как изображал в 1581 году мир благочестивый "картограф" из Ганновера - три континента вокруг "пупа Земли" - Иерусалима:


Или вот карта полуострова Калифорнии как острова - воистину, "вера передвигает горы":


И даже нынешняя наука битком набита такими ляпсусами, в которые все верят, просто потому, что они созданы по шаблонам привычных представлений и никто их ещё не подверг экспериментальной проверке. Вот, например, как я обыграл "научные" верования о глобальном потеплении, заодно дав пинка рекламе:

--
(Один пингвин - другому: "Не бойсь, скоро наступит новый ледниковый период "Шоко-Шеллз!")

Импрессионисты довели иллюзион реализма до логического предела, добиваясь того, чтобы минимум мазков кисти создавал максимум иллюзии действительности (конечно, для зрителя, стоящего на строго определенном расстоянии от холста, а не водящего по нему носом)...
--  Клод Моне "Пруд с кувшинками" 1899 г
--  Клод Моне "Пруд с кувшинками" 1899 г - деталь центра полотна
--  Фото кувшинок

Короче, нарисованный сыр в нарисованной мышеловке должен выглядеть аппетитно для всех, включая самого художника. И здесь для ясного понимания сути реализма необходим бихевиористский подход, выявляющий, что реализм копирует вовсе не нейтральную действительность, а оперантные стимулы, побуждающие людей к тем же действиям, которые вызывают сами реальные стимулы. Самый яркий пример "реалистического искусства" - это порнография, являющаяся не более чем стимулом для эрзац-секса - мастурбации.

Людям, выросшим под влиянием культивировавшейся в СССР наивной веры в "материалистичность" реализма (т. наз. "социалистический реализм"), было бы легче понять истинную суть реализма, прочитав книжку английского марксиста Кристофера Кодуэлла "Иллюзия и действительность". К сожалению, она (насколько мне известно) так и не была переведена на русский язык. А вот в ГДР был опубликован очень хороший перевод этой книги на немецкий язык.

Так что ознакомиться на русском языке с позицией Кодуэлла можно разве что по двум записям на моём блоге: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/04/blog-post_9842.html и
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/04/blog-post_15.html . Замечу, что Кодуэлл признавал, что реализм и натурализм неизбежно дают искаженную "картину действительности":

"Line and colour, symbolising real objects, are organised by the ego-reality projected. The result is a new emotional attitude to a piece of reality. After viewing a Rembrandt or a Cezanne we see the exterior world differently. We still see the same external reality, but it is drenched with new affective tones and shines with a bright emotional colouring. It is a more "appetising" world, for it is the appetitive instincts which furnish the aesthetic affects. - (Перевод:) Линия и цвет, символизирующие реальные объекты, организованы проецируемой эго-реальностью (? - вероятно, индивидуальной "реальностью" совокупности выработанных у индивида оперантов). Результатом является новое эмоциональное отношение к куску (!!!) действительности. После созерцания картины Рембрандта или Сезанна мы видим внешний мир по-другому. Мы по-прежнему глядим на ту же самую внешнюю реальность, но теперь она пропитана новыми аффективными оттенками и сияет ярким эмоциональным колоритом" (Christopher Caudwell, "Illusion and Reality", глава XI , раздел 2)

Но дальше этого Кодуэлл не пошёл. В своём преклонении перед реализмом он не дотумкал до того, что реализм - это не только индивидуальное, но и индивидуалистическое представление действительности, являющееся поставщиком иллюзий - бесплотных, "прирученных" теней "объектов действительности", которыми буржуй, возомнивший себя активным субъектом, а действительность - объектом своего манипулятивного и эксплуататорского произвола, может распоряжаться по своему усмотрению, мастерить из них рекламу и пропаганду - инструменты оперантного воздействия на публику и на общество в целом.

Иными словами, Кодуэлл не продумал последствий того, что культура и искусство имеют вовсе не индивидуальную (как уверяют нас буржуи), а общественную природу, и, следовательно, вся культура, включая и "реалистическое" искусство, является инструментом управления обществом, хоть и воздействует на людей в индивидуальном порядке. Буржуйские культура и искусство со всей их "реалистической объективностью" - тыловая база рекламной и пропагандистской фальсификации действительности для оперантной манипуляции поведением людей в целях их эксплуатации.

Естественно, что такое понимание реализма - результат научного, бихевиористского понимания поведения людей и общественных отношений. Только бихевиористский социализм раскрытием сути оперантного манипулирования превращает его из сокровенной привилегии миллиардерской "элиты" и её наёмных "экспертов" пиара и рекламы в достояние всего общества, в инструмент построения справедливого и солидарного социалистического общества.

Ну а пока этого не произошло, нам надо отвергнуть благоговение перед реализмом и чётко понимать, что он представляет собой весьма коварный инструмент буржуазного мифотворчества. Поэтому честное искусство, освобождающее людей из плена мифов, должно быть контрреализмом. Его инструментами должны быть ирония, провокация, пародия и карикатура, разоблачающие несостоятельность, лживость и глупость верований. Вот как немецкий карикатурист Джон Хартфильд (Heartfield) разоблачал претензии фашизма на то, чтобы быть "народной идеологией:

Смысл гитлеровского салюта рукой:
Гитлер: "За мной стоят миллионы!"
Мелкий человечишко клянчит громадные пожертвования (от капиталистов).
ОРУДИЕ В РУЦЕ БОЖЬЕЙ?
(Нет), ИГРУШКА В РУКАХ ТИССЕНА! (капиталиста)

Заметьте, что монтажи, которые Хартфилд делал кропотливой работой с фотоувеличителем и ножницами, теперь можно изготовить при помощи "Фотошопа" за пару минут. Фотография и компьютерная обработка изображений убили остатки профессионализма и эстетической ценности изобразительного искусства.

Ныне и сами фотографии и даже видеофильмы без большого труда манипулируются западными медиями, и в результате публикуются массовки якобы "демонстраций против Каддафи", снятые на фоне декораций в феодальных эмиратах, а массовые демонстрации в поддержку Ассада подрисовками перетолковываются западными медиями в демонстрации против него!

Поэтому для меня ценность искусства не в реалистическом копировании действительности (т.е. создании её эрзацев), а в провоцирующе антиреалистическом, остро конфликтном разоблачении подмены, фальсифицирования действительности буржуйской пропагандой и рекламой. Плакаты "Окон РосТА" Маяковского - вот достойный пример, которому  нынешнее искусство должно подражать (конечно, не стилистически, а идеологически). А "искусство для искусства", т.е. искусство без идеологического конфликта с капитализмом - это дурацкая мазня или переводные картинки.

--

В силу этого я - социалистический контрреалист (или антиреалист).

Искренне Ваш,
behaviorist-socialist

Комментариев нет:

Отправить комментарий