Вот вам
невыдуманная история о нынешней ситуации в искусстве. В самом начале января мне
надо было представить одной немецкой комиссии доказательства того, что я -
человек искусства. Дело было сугубо бюрократически-формальное, и поэтому я
быстренько смастерил несколько "картин" (одну см. ниже)
и подготовил
маленькое выступление на тему "контрреализм". В итоге меня, как и
всех прочих, благополучно "аттестовали", несмотря на полное
отсутствие художественной ценности всех представленных на
аттестацию "творений", включая, конечно, и мои "картины".
Вообще-то об этой
халтуре теперь можно было бы и забыть. Однако на прошлой неделе я перечёл моё
выступление, написанное как пародия на искусствоведческие рассусоливания, и
пришел к выводу, что его главный тезис - о том, что действительность и истина
заслонены в восприятии публики отнюдь не грубой ложью, а реалистичными,
правдоподобными подделками и извращениями - правильный и имеющий практическую
ценность.
Поэтому я теперь
выкладываю тут на русском языке мой текст о контрреализме в радикально
измененном виде, удалив сарказм, который комиссия приняла за чистую монету и
поверила в мою мнимую модернистскую "благонамеренность". Но суть
моего выступления, ставшего из пародии апологией, остаётся прежней
(контрреалистической).
Казалось, было бы
логично предположить, что я, будучи социалистом-бихевиористом, должен чтить
память "социалистического реализма" и исповедовать реализм? – Никак
нет! Но, заняв такую позицию, я, конечно, должен её объяснить - и делаю это с
удовольствием:
Прежде всего не
надо забывать, что мы живем в довольно старом мире, в котором слова имеют свою
часто весьма древнюю историю и во многих случаях используются для обозначения
явлений, которые им нисколько не соответствуют. И вот некое явление, нося
зарезервированное за ним историей название, препятствует своим существованием
словесному формулированию совершенно иного явления, к которому это уже занятое
название подошло бы воистину идеальным образом.
Например, когда я
несколько лет назад раздумывал над тем, как назвать социализм, под который
подведена действительно научная основа науки о поведении – бихевиоризма, мне
сразу подвернулось словечко "social behaviorism" -
"социал-бихевиоризм". Однако, посмотрев в словари и энциклопедии, я
обнаружил, что это гордое имя уже давно "зарезервировано" за учением
американского апологета капитализма и приверженца социал-дарвинизма Джорджа
Герберта Мида (G.H. Mead).
Мид исходил из
совершенно правильных предпосылок прагматизма о примате общественной практики
над "познанием" и о том, что человеческая личность – продукт
общественных (в том числе речевых) отношений, однако из-за своей веры в
обожествляемую "социобиологами" фикцию инстинкта пришел к антисоциалистическим,
индивидуалистическим выводам. Мид, хоть и называл себя
"прагматистом" и "бихевиористом", на самом деле (в отличие
от ученого-экспериментатора Скиннера) ученым не был, а был
всего лишь умозрительным натурфилософом,
вроде Фрейда. Чтобы от него отмежеваться, мне пришлось выдумать весьма
неуклюжий термин "behaviorist socialism" -
"бихевиоризм-социализм", или "бихевиористский социализм".
Точно так же
обстоит дело и со словом "антиреализм". Реализм изначально обозначал
идущую от Платона ветвь субъективного идеализма, постулировавшего существование
"истинно реального" мира идей и отрицающего реальность окружающего
мира, который он считал лишь бледной тенью мира идей. Эта платоническая
идеалистическая мура, "обогатившись" философским солипсизмом достопочтенных
Беркли и Хьюма, позднее наплодила целую кучу близняшек - идеалистических
философий, занятых благоговейным созерцанием своего пупа – индивидуальных "идей" и
"представлений" – и выспренными разглагольствованиями на эту тему:
феноменализм, структурализм, конструктивизм и ментализм-когнитивизм.
Исходя из Платона
и его "реализма" (согласно которому якобы реален вовсе не ощущаемый
мир, а выдуманный Платоном некий трансцедентальный мир "идей"),
ставшего идеологической базой всего средневекового богословия и идеалистической
философии нового времени, его антипода - прагматическое отрицание мнимой и даже
предумышленно фальшивой "реальности" всей идеалистической и
богословской бредятины логично было бы назвать антиреализмом... Однако, как мы
знаем по их общепринятому употреблению, слова "реализм" и
"антиреализм" наперекор Платону к нашему времени сменили своё
значение на прямо противоположное!
Именно поэтому я
взял куда менее затасканное умниками слово "контрреализм",
обозначающее антипод реализма, подобно тому, как контрреволюция является
антиподом революции.
Ну так почему же
я противник реализма (в нынешнем понимании) в искусстве?
Для этого надо
вспомнить, что с самого начала "реализм" скульптора и художника
служил наглядному представлению мифов и религиозных побасенок в материальном
виде. Статуи античных богов были материализацией творений человеческого
воображения, и эта традиция была продолжена христианством в эпоху Возрождения,
когда выдающиеся художники – например, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль
- сотворили живописью и скульптурой "реальность" бестелесных,
фиктивных призраков библии – ветхозаветных пророков, Исуса Христа, апостолов,
"святых" и т.д. и т.п...
Итальянцы вместе
с фламандцами "возродили" наглядность древнегреческой и древнеримской
мифологии. Боттичелли и Джорджоне, Рембрандт и Рубенс, и т.д. без зазрения
совести продавали наивной публике десятки Венер, Силенов и т.п. - свеженькую
продукцию своих мастерских, в которых постоянно работало несколько
художников-подмастерьев, под видом "подлинных творений античности"!
Возрождение ввело
в изобразительное искусство "реалистические" пейзажи, натюрморты и
портреты. И именно отсюда пошло буржуазное реалистическое искусство, которое
служит ЭРЗАЦЕМ реальности, подменяет и фальсифицирует действительность, причём
чем оно "реалистичнее", тем подмена бесцеремоннее. Искусственный
медиальный эрзац "реальности" стал для людей буржуазного общества
реальнее самой реальности, неким эталоном истинности!
Западное
реалистическое искусство выросло из церковной наглядной агитации и пропаганды и
превратилось в средство политической пропаганды и коммерческой рекламы,
средство массовой промывки мозгов. Пропаганда и реклама неизбежно должны быть
как можно более реалистичными, чтобы эффективно служить как фальсификат
действительности. Более того, художник-реалист, чтобы его творения были
убедительны для публики, должен сам верить в изображаемую им фикцию. Лицемер и
обманщик не могут быть хорошими реалистами. Художники, работавшие на
религиозные темы, были "истинно" верующими.
Более того,
реализм на службе не только веры, но и натурфилософии "исправляет" (а
на самом деле насилует) действительность воображаемыми фикциями. Вот, например,
как изображал в 1581 году мир благочестивый "картограф" из Ганновера
- три континента вокруг "пупа Земли" - Иерусалима:
Или вот карта
полуострова Калифорнии как острова - воистину, "вера передвигает
горы":
И даже нынешняя
наука битком набита такими ляпсусами, в которые все верят, просто потому, что
они созданы по шаблонам привычных представлений и никто их ещё не подверг
экспериментальной проверке. Вот, например, как я обыграл "научные"
верования о глобальном потеплении, заодно дав пинка рекламе:
(Один пингвин
- другому: "Не бойсь, скоро наступит новый ледниковый период
"Шоко-Шеллз!")
Импрессионисты
довели иллюзион реализма до логического предела, добиваясь того, чтобы минимум
мазков кисти создавал максимум иллюзии действительности (конечно, для зрителя, стоящего
на строго определенном расстоянии от холста, а не водящего по нему носом)...
Короче,
нарисованный сыр в нарисованной мышеловке должен выглядеть аппетитно для всех,
включая самого художника. И здесь для ясного понимания сути реализма необходим
бихевиористский подход, выявляющий, что реализм копирует вовсе не нейтральную
действительность, а оперантные стимулы, побуждающие людей к тем же действиям,
которые вызывают сами реальные стимулы. Самый яркий пример
"реалистического искусства" - это порнография, являющаяся не более
чем стимулом для эрзац-секса - мастурбации.
Людям, выросшим
под влиянием культивировавшейся в СССР наивной веры в
"материалистичность" реализма (т. наз. "социалистический
реализм"), было бы легче понять истинную суть реализма, прочитав книжку
английского марксиста Кристофера Кодуэлла "Иллюзия и
действительность". К сожалению, она (насколько мне известно) так и не была
переведена на русский язык. А вот в ГДР был опубликован очень хороший перевод
этой книги на немецкий язык.
Так что
ознакомиться на русском языке с позицией Кодуэлла можно разве что по двум
записям на моём блоге: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/04/blog-post_9842.html и
http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/04/blog-post_15.html . Замечу, что Кодуэлл признавал, что
реализм и натурализм неизбежно дают искаженную "картину
действительности":
"Line
and colour, symbolising real objects, are organised by the ego-reality
projected. The result is a new emotional attitude to a piece of reality. After
viewing a Rembrandt or a Cezanne we see the exterior world differently.
We still see the same external reality, but it is drenched with new affective
tones and shines with a bright emotional colouring. It is a more
"appetising" world, for it is the appetitive instincts which furnish
the aesthetic affects. - (Перевод:) Линия
и цвет, символизирующие реальные объекты, организованы проецируемой эго-реальностью
(? - вероятно, индивидуальной "реальностью" совокупности
выработанных у индивида оперантов). Результатом является новое
эмоциональное отношение к куску (!!!) действительности. После
созерцания картины Рембрандта или Сезанна мы видим внешний мир
по-другому. Мы по-прежнему глядим на ту же самую внешнюю реальность, но теперь
она пропитана новыми аффективными оттенками и сияет ярким эмоциональным
колоритом" (Christopher
Caudwell, "Illusion and Reality", глава XI , раздел 2)
Но дальше этого
Кодуэлл не пошёл. В своём преклонении перед реализмом он не дотумкал до того,
что реализм - это не только индивидуальное, но и индивидуалистическое
представление действительности, являющееся поставщиком иллюзий - бесплотных,
"прирученных" теней "объектов действительности", которыми
буржуй, возомнивший себя активным субъектом, а действительность -
объектом своего манипулятивного и эксплуататорского произвола,
может распоряжаться по своему усмотрению, мастерить из них рекламу и пропаганду
- инструменты оперантного воздействия на публику и на общество в целом.
Иными словами,
Кодуэлл не продумал последствий того, что культура и искусство имеют вовсе не
индивидуальную (как уверяют нас буржуи), а общественную природу, и,
следовательно, вся культура, включая и "реалистическое" искусство,
является инструментом управления обществом, хоть и воздействует на людей в
индивидуальном порядке. Буржуйские культура и искусство со всей их
"реалистической объективностью" - тыловая база рекламной и
пропагандистской фальсификации действительности для оперантной манипуляции
поведением людей в целях их эксплуатации.
Естественно, что
такое понимание реализма - результат научного, бихевиористского понимания
поведения людей и общественных отношений. Только бихевиористский социализм
раскрытием сути оперантного манипулирования превращает его из сокровенной
привилегии миллиардерской "элиты" и её наёмных "экспертов"
пиара и рекламы в достояние всего общества, в инструмент построения
справедливого и солидарного социалистического общества.
Ну а пока этого
не произошло, нам надо отвергнуть благоговение перед реализмом и чётко
понимать, что он представляет собой весьма коварный инструмент буржуазного
мифотворчества. Поэтому честное искусство, освобождающее людей из плена мифов,
должно быть контрреализмом. Его инструментами должны быть ирония, провокация,
пародия и карикатура, разоблачающие несостоятельность, лживость и глупость
верований. Вот как немецкий карикатурист Джон Хартфильд (Heartfield) разоблачал претензии фашизма на то, чтобы быть
"народной идеологией:
Гитлер:
"За мной стоят миллионы!"
Мелкий
человечишко клянчит громадные пожертвования (от капиталистов).
(Нет), ИГРУШКА
В РУКАХ ТИССЕНА! (капиталиста)
Заметьте, что
монтажи, которые Хартфилд делал кропотливой работой с фотоувеличителем и
ножницами, теперь можно изготовить при помощи "Фотошопа" за пару
минут. Фотография и компьютерная обработка изображений убили остатки
профессионализма и эстетической ценности изобразительного искусства.
Ныне и сами
фотографии и даже видеофильмы без большого труда манипулируются западными
медиями, и в результате публикуются массовки якобы "демонстраций против Каддафи",
снятые на фоне декораций в феодальных эмиратах, а массовые демонстрации в
поддержку Ассада подрисовками перетолковываются западными медиями в
демонстрации против него!
Поэтому для меня
ценность искусства не в реалистическом копировании действительности (т.е.
создании её эрзацев), а в провоцирующе антиреалистическом, остро конфликтном
разоблачении подмены, фальсифицирования действительности буржуйской пропагандой
и рекламой. Плакаты "Окон РосТА" Маяковского - вот достойный пример,
которому нынешнее искусство должно
подражать (конечно, не стилистически, а идеологически). А "искусство для
искусства", т.е. искусство без идеологического конфликта с капитализмом -
это дурацкая мазня или переводные картинки.
В силу этого я -
социалистический контрреалист (или антиреалист).
Искренне Ваш,
behaviorist-socialist
Комментариев нет:
Отправить комментарий