Я долго мучился
над выложенным ниже переводом написанной весьма корявым, тяжелым стилем статьи
Скиннера, даже несколько раз бросал его, но в конце концов решил-таки довести
дело до конца. Статья эта на мой взгляд неудачна потому, что так и не даёт
ответа на поставленный в её заглавии вопрос: "Что такое ненормальное
поведение?" Вместо этого Скиннер почти на всём её протяжении ведёт несомненно
интересную дискуссию против менталистов-когнитивистов, которая своим
несоответствием заявленной теме даже вызывает в памяти классическое описание
сумасшествия - битву Дон-Кихота с ветряными мельницами. На эту свою излюбленную
тему Скиннер писал много и по-разному, и переводы пары хороших текстов я
выложил ранее - см. http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/07/blog-post_29.html
и http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/11/blog-post.html
.
Поэтому я считаю
необходимым кратко ответить здесь на поставленный и оставленный Скиннером без
ответа вопрос, причем со строго бихевиористской точки зрения. А это значит, что
для понимания "психозов" не столь важны безумные идеи
"ненормальных", сколько их поступки, противоречащие очевидным
для нормальных людей требованиям конкретной ситуации и нормам общественной
жизни, совершаемые вместо нормальных поступков, обычно получающих в
межличностных и общественных отношениях положительное оперантное подкрепление.
Стало быть, сумасшествие - это неадекватность и неэффективность системы
важнейших выработанных у психопата оперантов, её разительное несоответствие и
даже нарочитое противоречие с реальностью. Сумасшествие тем самым является
своего рода отрицательной адаптацией индивида к окружающему миру, идущей
вразрез с эволюционными требованиями дарвинизма, что однозначно свидетельствует
о его социальной, а не физиологической природе.
Эта характерная
особенность ненормального поведения затушевывается сторонниками губительных для
пациентов психиатрической хемотерапии и (к счастью ушедших в прошлое)
садистских инсулиновых и электрошоковых "терапий", лоботомии и т.п.
живодёрства. Поэтому она получила у психиатров вводящее в заблуждение
обозначение "бред", как будто бы она - симптом какой-то тяжелой
органической патологии вроде тифозной горячки. Но "бредовое"
ненормальное поведение, представляющее собой радикально извращенное
реагирование на очевидные оперантные стимулы окружающего мира, присуще
психопатам в их устоявшихся взаимоотношениях с реальностью -
вопреки и даже наперекор ей, и первым его мастерским описанием в художественной
литературе являются похождения Дон-Кихота - шедевр Мигуэля Сервантеса.
Но если
сумасшествие - это выработка и фиксация не получающей положительного
подкрепления в реальности неадекватной, извращенной системы оперантов, причём
не только у отдельных лиц, но порой и у целых социальных групп и народов (тут
стоит вспомнить такие массовые психозы, как крестовые походы, религиозные
войны, фашизм и антикоммунизм), то надо выяснить его причины, то есть выявить
тех, кто систематически и настойчиво загоняет психопатов в поведенческий тупик
их "бреда" при помощи коварных схем оперантного подкрепления вроде
пресловутой "Ловушки-22" из одноименного романа Джозефа Хеллера (Joseph Heller, "Catch-22") и отдаёт их на растерзание типичных для
психиатрических больниц всего мира фашистских "порядков", описанных в
романе Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом" (Ken Kesey, "One flew over the Cuckoo's Nest").
Развернутое
выяснение этих причин в отношении отдельных психопатов сделали в своих научных
статьях и книгах такие замечательные психиатры, как Рональд Лэинг (R.D. Laing), Грегори Бэйтсон (Gregory Bateson) и Эрвинг
Гоффман (Erving Goffman). Анализом повторных госпитализаций шизофреников они установили, что психоз
- дело рук патологических личностей, в большинстве случаев -
доминирующих членов их семьи, утверждающих своё скрываемое под Иудушкиным
лицемерием (см. "Господа Головлёвы" М.Е. Салтыкова-Щедрина)
тираническое господство беспощадной деградацией жертв при помощи
виртуозных манипулятивных приёмов, например, "двойной связи"
- "double bind", которые калечат их, превращая в неполноценных и недееспособных психопатов.
Незамысловатый
способ засадить родственника в психушку описан Дж. Тёрбером (James Thurber) в рассказе
"Единорог в саду", который Томас Сас (Thomas Szasz) кратко пересказал в своей книге
"The Manufacture of Madness" - "Фабрикация сумасшествия"
так (перевод мой):
"Как-то
поутру муж говорит жене, что по саду гуляет единорог. Она отвечает: "Да ты
спятил, тебя надо посадить в психушку." Муж, который уже давно не любил
этих её слов "спятил" и "психушка", отвечает: "Ну это
мы ещё посмотрим." Жена вызывает полицию и психиатра. Те приезжают. Она
рассказывает им эту историю. Те спрашивают мужа: "Вы действительно сказали
жене, что видели единорога?" - "Ну конечно нет," - отвечает муж,
- "ведь единорог - это мифическое существо." Тогда психиатр говорит:
"Ага, теперь мне всё ясно." И он с помощью полиции хватает жену,
которая орёт и ругается на чём свет стоит, и засаживает её в психушку. А муж с
тех пор стал жить-поживать в полное своё удовольствие."
Фото детёныша единорога позаимствовано от: http://www.funny-potato.com/blog/baby-unicorn
Однако такое не
только документально подтвержденное, но и логичное объяснение социальной сути
психозов так и не получило широкого признания в среде психиатров. Причина тому
двоякая:
-- с одной
стороны - это засилье глобального фармацевтического картеля (состоящего из
"немецких" последышей фашистского детища Ротшильдов ИГ Фарбен и их
американских близнецов, которыми заправляет синдикат Рокфеллеров - давних
прислужников тех же самых Ротшильдов), наживающего сверхприбыли на разрушающих
нервную систему ядах, которые подкупленные картелем психиатры прописывают как
якобы "лекарства против неврозов и психозов",
-- а с другой
стороны - это засилье психоаналитиков-фрейдистов в психотерапии, которые,
естественно, никогда добровольно не откажутся от своей смехотворной
псевдонауки, полной совершенно диких выдумок, мифов и глупостей. По этой теме
рекомендую замечательную книгу Томаса Саса "Анти-Фрейд" о Карле
Краусе (Szasz, "Anti-Freud").
Естественно, что необходимый
для излечения психозов действительный анализ их межличностных и социальных
причин поставил бы как отравителей-"химиотерапевтов", так и
шарлатанов-"психоаналитиков" перед необходимостью вмешиваться в
реальные очень запутанные конфликты и рисковать самим стать жертвами коварства
"творцов" психозов. А разве им нужно такое счастье?
* * *
Ну а в случае
массовых психозов ненормальное поведение культивируется при помощи пропаганды и
рекламы, создающих целый сфальсифицированный мир, целое - по крылатому
выражению Ги Деборда (Debord) - "общество-спектакль" (Society of the Spectacle). Детальный бихевиористский анализ
абсолютистской тирании закулисы миллиардеров над капиталистическим обществом
при помощи лицемерной "демократической" демагогии и манипулятивной
идеологии индивидуализма пока ещё никем не сделан, но и без этого можно с
уверенностью сказать, что удачный термин "демшиза" - демократические
шизофреники - вполне адекватно описывает одураченных жертв буржуйской
пропаганды. Медиальная пропаганда и реклама безостановочно и неотступно
вдалбливают им в головы губительные прежде всего для них самих не только
антиобщественные, но и не имеющие ничего общего с нынешней капиталистической
действительностью бредовые идеи "свободы рынка", "парламентской
демократии", "равноправия в конкурентной борьбе всех против
всех" и т.д. И если в осколках СССР прозападная демшиза представляет собой
хоть и крикливое, но явное меньшинство, то на Западе стадо якобы
"нормальных граждан" по преимуществу состоит как раз из погрязшей в
мещанском кретинизме и подленьком эгоизме демшизы.
Иллюзия
свободы выбора... (SLAUGHTER HOUSE = БОЙНЯ)
Тут я должен
сделать одно предостережение. Наметившееся за самые последние годы в
русскоязычной среде освобождение от либерастских мифов западной буржуйской
пропаганды слишком часто осложняется другим рассеваемым в России Западом
провокационным, служащим оправданию разжигания войны против России вариантом
пропаганды, который состоит из великодержавного шовинизма, церковного
мракобесия и антисемитизма. И для того, чтобы пройти между этой новой
Сциллой провоцируемого национализма и давно известной и разоблачённой Харибдой
либерастской демшизы, необходимы не только тонкое политическое чутьё, но и
громадный запас гуманизма и веры в возможность построения социализма.
* * *
Разумеется,
самого Скиннера нельзя безоговорочно принимать как источник истины в последней
инстанции. Для него свойственна типично американская политическая
инфантильность, непонимание сути массового тоталитарного общества и
фашизма, который многие европейцы в отличие от него давным-давно разглядели как
сфабрикованную империалистами капиталистическую подделку под социализм, как
последний заслон буржуев на пути человечества к светлому социалистическому
будущему. Тоталитарное государство, в первую очередь - фашистоидная империя
США, создавшая титанический глобальный аппарат электронной слежки и
террористическо-военных интервенций, является главной опорой абсолютистской
тирании закулисы миллиардеров-глобалистов. И для того, чтобы эффективно
отстаивать свою независимость, его жертвам (России, Китаю, Беларуси, Венесуэле,
Кубе и т.д.) неизбежно приходится использовать то же оружие - усиливать
государственную власть, то есть до некоторой степени уподобляться этому
проклятому врагу всего человечества.
При этом надо
четко видеть истинную суть всех устраиваемых западным империализмом
"оранжевых революций" и "арабских вёсен" как нового издания
фашистских переворотов, толкающих целые страны и народы в экономический
хаос, националистическое и религиозное мракобесие и разгул террористического
насилия и фашистского произвола, завершающихся установлением прозападных
насквозь коррумпированных диктаторских режимов.
Однако Скиннер со
своей пасторально-идиллической утопией "Уолден-Два" (см. перевод
отрывка: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/08/2.html
) не может дать нам никаких практических советов для борьбы с империализмом и построения
социализма. Очень показательно, что он заботливо высадил свою утопию не в
реальных США конца 1940-х годов с разгулом маккартизма - антикоммунистической
охоты на ведьм, войной против Кореи и назойливым нагнетанием угрозы глобальной
атомной войны, а в некоей туманной идеалистической оранжерее, где нет ни
социальных конфликтов, ни классовых противоречий, а есть лишь тишь да гладь, да
божья благодать...
Следовательно,
единственное, что можно и нужно взять у Скиннера на вооружение - это научный
метод анализа оперантного поведения и технологию бихевиористской социальной
инженерии. Как любая наука, как любая технология бихевиоризм может быть
использован как на благо, так и во вред человечеству. Скиннер дотошно изучал
схемы оперантного подкрепления, которые ввергают подопытных животных и
испытуемых людей - как нормальных, так и психопатов - в ужасающую зависимость
от источника подкрепления, но при этом почему-то "в упор не видел",
что эти открытые им схемы издревле вовсю действуют в экономике, и частным случаем
злоупотребления ими является затуманенное буржуйской пропагандой о
"невидимой руке рынка" господство капитала, культивирующее невротическое
отчуждение всех и каждого друг от друга - необходимое условие того, чтобы
делать абсолютной зависимость людей от денег - универсального положительного
оперантного подкрепителя, дающего буржуям тираническую власть над ними.
Поэтому
бихевиористский социализм должен не повторять зады Скиннера, изобретая всё
более изощренные методы эксплуатации труда, а иметь свои четкие гуманистические
и истинно демократические цели и ориентиры. В конкретном вопросе ненормального
поведения очень хорошим (по моему мнению) ориентиром могут служить книги Томаса
Саса (Szasz), прежде всего "The Manufacture of Madness", "Anti-Freud" и "The Myth of Mental Illness" , которые было бы очень желательно
опубликовать в переводе на русский язык.
С другой стороны,
Сас игнорирует науку о поведении - бихевиоризм. Он - индивидуалистический
критик тиранического насилия над людьми (то есть над их поведением!),
прикрывающегося фиговыми листками религии, правопорядка, психиатрии и т.д. Он
показывает на массе примеров, что поведение индивидов и общественные отношения
являются двумя сторонами одной медали, но не владеет научным аппаратом,
объясняющим этот крайне загадочный с точки зрения индивидуализма феномен, и не
выдвигает никаких положительных практических альтернатив безумной
капиталистической действительности.
Именно потому,
что в омерзительном прежде всего своим беспредельно бесстыжим и коварным лицемерием
капиталистическом (анти-)обществе под фальшивыми вывесками "свободы
рынка" и "демократии" царят произвол, эксплуатация, коррупция и
мошенничество патологических личностей - буржуев, его нельзя называть иначе,
чем глобальным сумасшедшим домом, и нужно делать всё возможное для освобождения
человечества из его застенков.
Искренне Ваш,
behaviorist-socialist
Комментариев нет:
Отправить комментарий