вторник, 1 января 2013 г.

О СКИННЕРЕ, САСЕ, БЕЗУМНЫХ ПОСТУПКАХ И БЕЗУМНОЙ РЕАЛЬНОСТИ


Я долго мучился над выложенным ниже переводом написанной весьма корявым, тяжелым стилем статьи Скиннера, даже несколько раз бросал его, но в конце концов решил-таки довести дело до конца. Статья эта на мой взгляд неудачна потому, что так и не даёт ответа на поставленный в её заглавии вопрос: "Что такое ненормальное поведение?" Вместо этого Скиннер почти на всём её протяжении ведёт несомненно интересную дискуссию против менталистов-когнитивистов, которая своим несоответствием заявленной теме даже вызывает в памяти классическое описание сумасшествия - битву Дон-Кихота с ветряными мельницами. На эту свою излюбленную тему Скиннер писал много и по-разному, и переводы пары хороших текстов я выложил ранее - см. http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/07/blog-post_29.html и  http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/11/blog-post.html .

Поэтому я считаю необходимым кратко ответить здесь на поставленный и оставленный Скиннером без ответа вопрос, причем со строго бихевиористской точки зрения. А это значит, что для понимания "психозов" не столь важны безумные идеи "ненормальных", сколько их поступки, противоречащие очевидным для нормальных людей требованиям конкретной ситуации и нормам общественной жизни, совершаемые вместо нормальных поступков, обычно получающих в межличностных и общественных отношениях положительное оперантное подкрепление. Стало быть, сумасшествие - это неадекватность и неэффективность системы важнейших выработанных у психопата оперантов, её разительное несоответствие и даже нарочитое противоречие с реальностью. Сумасшествие тем самым является своего рода отрицательной адаптацией индивида к окружающему миру, идущей вразрез с эволюционными требованиями дарвинизма, что однозначно свидетельствует о его социальной, а не физиологической природе.

Эта характерная особенность ненормального поведения затушевывается сторонниками губительных для пациентов психиатрической хемотерапии и (к счастью ушедших в прошлое) садистских инсулиновых и электрошоковых "терапий", лоботомии и т.п. живодёрства. Поэтому она получила у психиатров вводящее в заблуждение обозначение "бред", как будто бы она - симптом какой-то тяжелой органической патологии вроде тифозной горячки. Но "бредовое" ненормальное поведение, представляющее собой радикально извращенное реагирование на очевидные оперантные стимулы окружающего мира, присуще психопатам в их устоявшихся взаимоотношениях с реальностью - вопреки и даже наперекор ей, и первым его мастерским описанием в художественной литературе являются похождения Дон-Кихота - шедевр Мигуэля Сервантеса.

Но если сумасшествие - это выработка и фиксация не получающей положительного подкрепления в реальности неадекватной, извращенной системы оперантов, причём не только у отдельных лиц, но порой и у целых социальных групп и народов (тут стоит вспомнить такие массовые психозы, как крестовые походы, религиозные войны, фашизм и антикоммунизм), то надо выяснить его причины, то есть выявить тех, кто систематически и настойчиво загоняет психопатов в поведенческий тупик их "бреда" при помощи коварных схем оперантного подкрепления вроде пресловутой "Ловушки-22" из одноименного романа Джозефа Хеллера (Joseph Heller, "Catch-22") и отдаёт их на растерзание типичных для психиатрических больниц всего мира фашистских "порядков", описанных в романе Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом" (Ken Kesey, "One flew over the Cuckoo's Nest").

Развернутое выяснение этих причин в отношении отдельных психопатов сделали в своих научных статьях и книгах такие замечательные психиатры, как Рональд Лэинг (R.D. Laing), Грегори Бэйтсон (Gregory Bateson) и Эрвинг Гоффман (Erving Goffman). Анализом повторных госпитализаций шизофреников они установили, что психоз - дело рук патологических личностей, в большинстве случаев - доминирующих членов их семьи, утверждающих своё скрываемое под Иудушкиным лицемерием (см. "Господа Головлёвы" М.Е. Салтыкова-Щедрина) тираническое господство беспощадной деградацией жертв при помощи виртуозных манипулятивных приёмов, например, "двойной связи" - "double bind", которые калечат их, превращая в неполноценных и недееспособных психопатов.

Незамысловатый способ засадить родственника в психушку описан Дж. Тёрбером (James Thurber) в рассказе "Единорог в саду", который Томас Сас (Thomas Szasz) кратко пересказал в своей книге "The Manufacture of Madness" - "Фабрикация сумасшествия" так (перевод мой):
"Как-то поутру муж говорит жене, что по саду гуляет единорог. Она отвечает: "Да ты спятил, тебя надо посадить в психушку." Муж, который уже давно не любил этих её слов "спятил" и "психушка", отвечает: "Ну это мы ещё посмотрим." Жена вызывает полицию и психиатра. Те приезжают. Она рассказывает им эту историю. Те спрашивают мужа: "Вы действительно сказали жене, что видели единорога?" - "Ну конечно нет," - отвечает муж, - "ведь единорог - это мифическое существо." Тогда психиатр говорит: "Ага, теперь мне всё ясно." И он с помощью полиции хватает жену, которая орёт и ругается на чём свет стоит, и засаживает её в психушку. А муж с тех пор стал жить-поживать в полное своё удовольствие."


Фото детёныша единорога позаимствовано от: http://www.funny-potato.com/blog/baby-unicorn

Однако такое не только документально подтвержденное, но и логичное объяснение социальной сути психозов так и не получило широкого признания в среде психиатров. Причина тому двоякая:
-- с одной стороны - это засилье глобального фармацевтического картеля (состоящего из "немецких" последышей фашистского детища Ротшильдов ИГ Фарбен и их американских близнецов, которыми заправляет синдикат Рокфеллеров - давних прислужников тех же самых Ротшильдов), наживающего сверхприбыли на разрушающих нервную систему ядах, которые подкупленные картелем психиатры прописывают как якобы "лекарства против неврозов и психозов",
-- а с другой стороны - это засилье психоаналитиков-фрейдистов в психотерапии, которые, естественно, никогда добровольно не откажутся от своей смехотворной псевдонауки, полной совершенно диких выдумок, мифов и глупостей. По этой теме рекомендую замечательную книгу Томаса Саса "Анти-Фрейд" о Карле Краусе (Szasz, "Anti-Freud").
Естественно, что необходимый для излечения психозов действительный анализ их межличностных и социальных причин поставил бы как отравителей-"химиотерапевтов", так и шарлатанов-"психоаналитиков" перед необходимостью вмешиваться в реальные очень запутанные конфликты и рисковать самим стать жертвами коварства "творцов" психозов. А разве им нужно такое счастье?


* * *
Ну а в случае массовых психозов ненормальное поведение культивируется при помощи пропаганды и рекламы, создающих целый сфальсифицированный мир, целое - по крылатому выражению Ги Деборда (Debord) - "общество-спектакль" (Society of the Spectacle). Детальный бихевиористский анализ абсолютистской тирании закулисы миллиардеров над капиталистическим обществом при помощи лицемерной "демократической" демагогии и манипулятивной идеологии индивидуализма пока ещё никем не сделан, но и без этого можно с уверенностью сказать, что удачный термин "демшиза" - демократические шизофреники - вполне адекватно описывает одураченных жертв буржуйской пропаганды. Медиальная пропаганда и реклама безостановочно и неотступно вдалбливают им в головы губительные прежде всего для них самих не только антиобщественные, но и не имеющие ничего общего с нынешней капиталистической действительностью бредовые идеи "свободы рынка", "парламентской демократии", "равноправия в конкурентной борьбе всех против всех" и т.д. И если в осколках СССР прозападная демшиза представляет собой хоть и крикливое, но явное меньшинство, то на Западе стадо якобы "нормальных граждан" по преимуществу состоит как раз из погрязшей в мещанском кретинизме и подленьком эгоизме демшизы.


Иллюзия свободы выбора...  (SLAUGHTER HOUSE = БОЙНЯ)

Тут я должен сделать одно предостережение. Наметившееся за самые последние годы в русскоязычной среде освобождение от либерастских мифов западной буржуйской пропаганды слишком часто осложняется другим рассеваемым в России Западом провокационным, служащим оправданию разжигания войны против России вариантом пропаганды, который состоит из великодержавного шовинизма, церковного мракобесия и антисемитизма. И для того, чтобы пройти между этой новой Сциллой провоцируемого национализма и давно известной и разоблачённой Харибдой либерастской демшизы, необходимы не только тонкое политическое чутьё, но и громадный запас гуманизма и веры в возможность построения социализма.
* * *
Разумеется, самого Скиннера нельзя безоговорочно принимать как источник истины в последней инстанции. Для него свойственна типично американская политическая инфантильность, непонимание сути массового тоталитарного общества и фашизма, который многие европейцы в отличие от него давным-давно разглядели как сфабрикованную империалистами капиталистическую подделку под социализм, как последний заслон буржуев на пути человечества к светлому социалистическому будущему. Тоталитарное государство, в первую очередь - фашистоидная империя США, создавшая титанический глобальный аппарат электронной слежки и террористическо-военных интервенций, является главной опорой абсолютистской тирании закулисы миллиардеров-глобалистов. И для того, чтобы эффективно отстаивать свою независимость, его жертвам (России, Китаю, Беларуси, Венесуэле, Кубе и т.д.) неизбежно приходится использовать то же оружие - усиливать государственную власть, то есть до некоторой степени уподобляться этому проклятому врагу всего человечества.

При этом надо четко видеть истинную суть всех устраиваемых западным империализмом "оранжевых революций" и "арабских вёсен" как нового издания фашистских переворотов, толкающих целые страны и народы в экономический хаос, националистическое и религиозное мракобесие и разгул террористического насилия и фашистского произвола, завершающихся установлением прозападных насквозь коррумпированных диктаторских режимов.

Однако Скиннер со своей пасторально-идиллической утопией "Уолден-Два" (см. перевод отрывка: http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2011/08/2.html ) не может дать нам никаких практических советов для борьбы с империализмом и построения социализма. Очень показательно, что он заботливо высадил свою утопию не в реальных США конца 1940-х годов с разгулом маккартизма - антикоммунистической охоты на ведьм, войной против Кореи и назойливым нагнетанием угрозы глобальной атомной войны, а в некоей туманной идеалистической оранжерее, где нет ни социальных конфликтов, ни классовых противоречий, а есть лишь тишь да гладь, да божья благодать...

Следовательно, единственное, что можно и нужно взять у Скиннера на вооружение - это научный метод анализа оперантного поведения и технологию бихевиористской социальной инженерии. Как любая наука, как любая технология бихевиоризм может быть использован как на благо, так и во вред человечеству. Скиннер дотошно изучал схемы оперантного подкрепления, которые ввергают подопытных животных и испытуемых людей - как нормальных, так и психопатов - в ужасающую зависимость от источника подкрепления, но при этом почему-то "в упор не видел", что эти открытые им схемы издревле вовсю действуют в экономике, и частным случаем злоупотребления ими является затуманенное буржуйской пропагандой о "невидимой руке рынка" господство капитала, культивирующее невротическое отчуждение всех и каждого друг от друга - необходимое условие того, чтобы делать абсолютной зависимость людей от денег - универсального положительного оперантного подкрепителя, дающего буржуям тираническую власть над ними.

Поэтому бихевиористский социализм должен не повторять зады Скиннера, изобретая всё более изощренные методы эксплуатации труда, а иметь свои четкие гуманистические и истинно демократические цели и ориентиры. В конкретном вопросе ненормального поведения очень хорошим (по моему мнению) ориентиром могут служить книги Томаса Саса (Szasz), прежде всего "The Manufacture of Madness", "Anti-Freud" и "The Myth of Mental Illness" , которые было бы очень желательно опубликовать в переводе на русский язык.

С другой стороны, Сас игнорирует науку о поведении - бихевиоризм. Он - индивидуалистический критик тиранического насилия над людьми (то есть над их поведением!), прикрывающегося фиговыми листками религии, правопорядка, психиатрии и т.д. Он показывает на массе примеров, что поведение индивидов и общественные отношения являются двумя сторонами одной медали, но не владеет научным аппаратом, объясняющим этот крайне загадочный с точки зрения индивидуализма феномен, и не выдвигает никаких положительных практических альтернатив безумной капиталистической действительности.

Именно потому, что в омерзительном прежде всего своим беспредельно бесстыжим и коварным лицемерием капиталистическом (анти-)обществе под фальшивыми вывесками "свободы рынка" и "демократии" царят произвол, эксплуатация, коррупция и мошенничество патологических личностей - буржуев, его нельзя называть иначе, чем глобальным сумасшедшим домом, и нужно делать всё возможное для освобождения человечества из его застенков.

Искренне Ваш,
behaviorist-socialist

Комментариев нет:

Отправить комментарий