Мне уже давно хотелось написать заметку об очень любопытном американском креакле Соле Стейнберге (Saul Steinberg). Прежде всего потому, что на заре туманной юности мне не только были отвратительны "примитивные, неумелые" рисунки; более того, я высокомерно чурался их авторов - например, В. Маяковского, Георга Гросса и этого самого Стейнберга. Будучи студентом и довольно безмятежно живя в СССР, я больше интересовался такими западными псевдореалистами, натуралистически вырисовывавшими даже мельчайшие детальки, как "гиперреалист" Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) и "сюрреалист" Сальвадор Дали (Salvador Dali). И если мещанская пустота рекламно-красивеньких картинок Уайета очевидна, то картины Дали представлялись мне наполненными каким-то таинственным смыслом, который надо разгадать. Теперь-то я знаю, что у этого Дали всё - лишь наглейшая заморочка, а если есть какой-то "смысл" его картин, то он всегда состоит в апологии буржуйства и реакции. Так, картина "Искушение св. Антония":
- это издевательство и над чувственной любовью, и над безумием этого "святого", "умерщвляющего плоть",
а картина "Открытие Америки Христофором Колумбом":
- это ханжеское восхваление гнусных преступлений испанских конкистадоров против коренного населения Америки, подвергнутого ими геноциду, грабежу, обращению в рабство и принудительной "христианизации", то есть уничтожению их традиционной культуры и образа жизни.
Однако суть и цель буржуйской антикультуры - это охмурёж и околпачивание наивной публики, что очень убедительно и талантливо разоблачил юморист Эфраим Кишон (Ephraim Kishon) в своей книге "Сладкая месть Пикассо" (на немецком - "Picassos Süße Rache") о так называемом "современном искусстве".
А с марксистской точки зрения кризис буржуазной антикультуры проницательно проанализировал безвременно погибший на Гражданской войне в Испании английский коммунист Кристофер Кодуэлл (Christopher Caudwell). Я уже писал о нём на этом блоге здесь: ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИЗМА - http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/01/blog-post_26.html здесь: КОДУЭЛЛ - ПОСЛЕДНИЙ ПРОБЛЕСК ЖИВОЙ МЫСЛИ В УМИРАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЕ МАРКСИЗМА - http://behaviorist-socialist-ru.blogspot.de/2012/04/blog-post_9842.html и здесь: ЕЛЕНА ШИХАН О КРИСТОФЕРЕ КОДУЭЛЛЕ - https://behaviorist-socialist-ru.blogspot.com/2012/04/blog-post_15.html . Я не буду здесь повторяться и поэтому советую интересующимся этой темой заглянуть туда. Должен лишь добавить, что тогда я писал о Кодуэлле, прочитав его книги в переводе на немецкий, изданные в ГДР. А вот теперь эти книги уже выложены в открытый доступ в Интернете на языке оригинала - английском - здесь https://www.marxists.org/archive/caudwell/index.htm .
Но вернёмся к Солу Стейнбергу. Будучи отпрыском еврейской буржуазной семьи в Румынии, он успел получить отличное образование перед тем, как ему пришлось удирать из Европы от гитлеровского фашизма. После довольно долгих странствований и мытарств ему удалось приехать в США и получить вид на жительство. Там он стал работать иллюстратором журналов, по большей части - журнала "The New Yorker". Попав в совершенно чужую для него капиталистическую действительность США, он очень остро чувствовал её примитивное варварство и бесчеловечное лицемерие. Именно эти её свойства он выразил "примитивным, неумелым" стилем своих рисунков, который отражает её несравненно правдивее и рельефнее, чем зализанная "реалистическая" живопись.
Давайте теперь вместе взглянем на несколько рисунков Стейнберга и совершим благодаря его творчеству открытие Америки - не засахаренной рекламно-пропагандистской, а реальной - безумной и людоедской.
Американские сфинксы и их загадки. Главная задача, поставленная господствующим классом буржуазии перед американской массовой псевдокультурой - это дурачить публику лживыми шаблонами "демократии", "общества равных возможностей" и голливудской "фабрики мечтаний".
Полный набор идеологических штампов "американского образа жизни". В центре - "стремление к счастью" в виде крокодила и змея, грызущих друг друга.
А вот как выражается это стремление к счастью: маниакальной мечтой выигрыша в Лас-Вегасе
или воистину скотским потребительством.
Лживость буржуйской рекламы и пропаганды. Всё безудержно восхваляемое ею - на самом деле trash, то есть хлам, чушь, мусор.
Но фальшивы не только "американские идеи и идеалы". Фальшивы и сами американцы, вынужденные носить в повседневности навязанную им чуждую уродливую маску жалкой социальной роли в бесчеловечном капиталистическом антиобществе.
Личность штампуется капитализмом, делается до убожества плоской.
Личность в буржуазном обществе лишена самобытности, она - стилизованный результат подражания "модным" шаблонам манер, болтовни, внешности.
Хуже того, человек в мире капитализма жутко боится переступить через якобы не существующие, но реально беспощадные рамки рутинного существования.
Так человека превращают в трусливое ничтожество.
А это - мирок нью-йоркского мещанина: несколько кварталов досконально известно, а остальной мир - пустая "terra incognita".
И, наконец, вот Вам весь бессмысленный жизненный путь человека в буржуйском антиобществе: от несмышлёныша-сосунка (sucker) через пса на службе капитала, стервятника и крокодила-людоеда в зрелом возрасте до рыбьей немоты, ничтожности насекомого в старости и смерти, после которой остаётся лишь пустая раковина - надгробный камень.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий