понедельник, 19 марта 2012 г.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - НЕ ИДЕОЛОГИЯ, А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Фундаментальное отличие бихевиористского социализма от всех политических идеологий - либерализма, фашизма, национализма, марксизма, анархизма и проч. именно в том, что он не является идеологией, т.е. эрзац-религией.

Если религия от имени какого-то бога (который якобы «всё видит») обещает загробное воздаяние Раем за добродетельную жизнь и Адом - за жизнь грешную, то идеологии манят своих верующих в мифическое «светлое будущее», путь в которое якобы открыт лишь тем, кто исполняет заветы идеологов и волю политических лидеров.

Однако во все времена и во всех странах любые попытки с помощью идеологии построить «светлое будущее» или (что, естественно, проще) возродить «славное прошлое» неизменно оказывались жалким и преступным фарсом, как например бонапартизм «Наполеона III» или «тысячелетний райх» Гитлера.

Этот исторический опыт свидетельствует о бесплодности попыток склеить разбитую капитализмом чашку общества клеем идеологии, «возродив» какие-то традиции и нормы поведения, на которых держалось докапиталистическое общество, в случае России - крестьянский «мир» (общину), «царя-батюшку», «православное благочестие», «пролетарскую солидарность» или любую иную заплесневелую ерунду.

Наивность надежд как «футурологов», так и «реставраторов» свидетельствует о полном непонимании ими оперантной сути поведения вообще, человеческого поведения в частности и конкретно - общественного поведения. Общественное поведение индивидов определяется положительным подкреплением, которое они получают от других индивидов и общества в целом, «играя по правилам», «как положено». Но ведь «правила» докапиталистических укладов общественной жизни уже разрушены и бесследно исчезли из повседневной жизни, и пропагандировать теперь, скажем, колхозную кооперацию, - совершенно бесплодное и весьма жестокое занятие, если люди, зазываемые в «возрождённый» колхоз, остаются запрограммированными на денежные отношения.

Лишь бихевиористский социализм трезво видит тот ужасающий хаос, который устроил в общественных отношениях капитализм своей безудержной эксплуатацией людей при помощи универсального положительного подкрепителя - денег. Как подметил ещё Маркс, денежные отношения ломают вдребезги все нормы и шаблоны поведения традиционных докапиталистических обществ, заменяя их тиранией голой купли-продажи товаров и «услуг», причём люди «отчуждаются» от общества, становятся фишками в азартной игре капитализма - извлечении прибыли капиталом из эксплуатации разобщённых индивидов. Но капиталистическая политика тотального целенаправленного уничтожения всей системы общественных отношений (основанных, напомню, на взаимосвязванных цепочках и сетях оперантов) - это совершенно новое явление, заменившее фашизм в арсенале капитализма - как межконтинентальные ракеты заменили дредноуты.

Интересно, что интеллектуалы на службе капитала задолго до любых «левых» поняли бесплодность и тупиковость всех идеологий и сдали в музей свою последнюю любимицу, маскировавшую диктатуру капитала в 20-м веке - популистскую демагогию фашизма. Вместо идеологий они теперь развивают и применяют на практике технологию «управляемого хаоса» «разноцветных революций». (Об этом недавно написал статью в двух частях Константин Гордеев, сайт «Фонда Стратегической Культуры»: http://www.fondsk.ru/news/2012/03/15/o-setevyh-tehnologijah-oranzhevoj-revolucii-i-tretej-mirovoj-i.html и http://www.fondsk.ru/news/2012/03/16/o-setevyh-tehnologijah-oranzhevoj-revoljucii-i-tretej-mirovoj-ii.html )

Это и понятно - ведь «управляемый революционный хаос» крушит все общественные отношения, открывая настежь врата примитивной капиталистической диктатуре отношений всеобщей купли-продажи. Поэтому социализм должен создать и противопоставить этому антисоциальному, варварскому нападению капитала на общественную жизнь свою научную методологию созидания общественных отношений на пепелище, оставленном преступлениями капитализма против человечества.

Повторяю, что в отличие от всех остальных политических учений бихевиористский социализм является не идеологией, а руководством к действию. Его прагматический естественнонаучный подход к обществу, который не очень умные критики клеймят как «манипулятивный и циничный», практически ничем не отличается от эффективных методов цирковой дрессировки животных. Он состоит в разработке схем положительного подкрепления для цепочек оперантов, каждая из которых представляет собой отдельный желательный шаблон поведения, который затем надо (причём опять-таки положительным подкреплением - поощрением, вознаграждением и одобрением) встроить, как кирпичик в новостройку, в систему синтезируемых наново социалистических общественных отношений.

И это, конечно, огромная, но безусловно необходимая повседневная созидательная работа. При этом нельзя ни на минуту поддаваться сладкой лжи когнитивизма - нынешней разновидности рационалистического идеализма, сюсюкающей о том, что человек - это якобы разумное существо, и для построения социализма людей достаточно «убедить», «пробудить их сознательность» - то есть подвергнуть идеологической индоктринации. Как показывает опыт абсолютно всех «социалистических стран», от СССР до Кубы, это опаснейшая иллюзия!

Естественно, чтобы предотвратить злоупотребление бихевиористской социальной инженерии «вождями» для манипулирования народом, необходимо ознакомить народ хотя бы с её азами, чтобы он сам был в состоянии активно и эффективно участвовать (например, в рамках демократии непосредственного участия) в построении социалистического общества.

Ну а серьёзно учиться технологии управления поведением надо по научным трудам отца радикального бихевиоризма - гарвардского профессора Б.Ф. Скиннера и его последователей, которые я привёл в списке литературы к одной из первых записей на этом сайте. Попробуйте самостоятельно освоить это полезное и нужное дело.

Искренне Ваш,

behaviorist-socialist

Комментариев нет:

Отправить комментарий