понедельник, 22 июля 2013 г.

ЛУНЬ-ЮЙ - БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ КУН-ФУ-ЦЗЫ, ГЛАВА 4



4:1
Учитель Кун сказал: «Прекрасно жить там, где обычаи добродетельны. Если человек, выбирая место жительства, не выбирает такое, где живут достойные люди, то разве можно назвать его мудрым?»

4:2
Учитель Кун сказал: «Те, кто лишен личного достоинства, неспособны подолгу ни переносить бедность и лишения, ни испытывать радость и довольство. А достойный человек сохраняет душевный покой, поэтому мудрость - стремление к добродетели».

4:3
Учитель Кун сказал: «Только тот воистину благородный человек, кто способен и любить, и ненавидеть других».

4:4
Учитель Кун сказал: «Если желаниями будет руководить добродетель, то злодеяний не будет».

4:5
Учитель Кун сказал: «Люди стремятся к богатству и знатности. Но если их невозможно достичь честным путём, то не надо за ними гоняться. Люди избегают бедности и униженности. Но если от них невозможно избавиться честным путём, то не надо ими гнушаться.
Если достойный человек станет бесчестным, то как же он вернёт себе доброе имя?
Достойный человек не должен никогда поступать бесчестно, даже ради того, чтобы утолить голод. Он должен придерживаться добродетели даже в моменты смятения, даже перед лицом опасности».

4:6
Учитель Кун сказал: «Я ещё не видел ни человека, который бы любил добродетель, ни человека, который бы ненавидел порок. Не если бы кто любил добродетель, то он ценил бы её больше всего на свете. А ненавидящий порок поступал бы добродетельно для того, чтобы ничто порочное не могло приблизиться к нему.
Но есть ли кто-нибудь, кому хватило бы силы воли на то, чтобы всего лишь один день поступать добродетельно? Я не видел ни одного случая, когда бы на это силы воли не хватило.
Повторяю, может быть, такие случаи и есть, но я не видел их».

4:7
Учитель Кун сказал: «Пороки конкретного человека характерны для того класса, к которому он принадлежит. А наблюдая за пороками человека, можно понять, в чём его достоинства».

4:8
Учитель Кун сказал: «Кто утром познает путь добродетели, тот вечером смог бы умереть без сожаления».

4:9
Учитель Кун сказал: «Интеллигента, который стремится к правде, но гнушается ветхой одеждой и скудной пищей, не стоит принимать всерьёз».

4:10
Учитель Кун сказал: «Достойный человек не разделяет мир на то, чему он сторонник, и на то, чему он противник, а действует, руководствуясь справедливостью».

4:11
Учитель Кун сказал: «Достойный человек думает о добродетели, а подлый - о корысти. Достойный человек думает о суровости законов, а подлый - о том, как добиться помилования».

4:12
Учитель Кун сказал: «Тот, кто всегда действует своекорыстно, неизбежно навлечет на себя ненависть окружающих».

4:13
Учитель Кун сказал: «Если кто сможет управлять государством при помощи поощрения, что обусловлено законами (оперантного) поведения, то для него не будет непреодолимых трудностей. Но если кто не в состоянии управлять государством при помощи поощрения, то ему не помогут морали, обычаи и правила приличия».

4:14
Учитель Кун сказал: «Говорите так: "Меня не беспокоит, что у меня нет должности, меня беспокоит лишь то, как стать достойным её. Меня не беспокоит, что я безвестен, меня беспокоит лишь то, как бы прославиться по достоинству"».

4:15
Учитель Кун сказал: «Шэнь! Всеобщее единство - вот идея моего учения». «Воистину так!» - ответил Цзэн-цзы. Когда Учитель ушел, другие ученики спросили: «Что означали его слова?» Цзэн-цзы ответил: «Он учит тому, чтобы быть верными (поведенческим) принципам нашего естества и человечно применять их в отношениях с окружающими - только этому и ничему больше».

4:16
Учитель Кун сказал: «Ум достойного человека занят справедливостью, а ум подлого человека занят корыстью».

4:17
Учитель Кун сказал: «Когда видишь достойных людей, постарайся сравняться с ними. А когда видишь людей противоположного сорта, то постарайся увидеть в самом себе, нет ли у тебя их пороков».

4:18
Учитель Кун сказал: «Сын может вежливо возражать родителям, если это им на пользу. Если он видит, что они не намерены следовать его совету, то он должен проявить особенную почтительность, отстаивая своё мнение. А если они его накажут, он не должен позволить себе роптать на них».

4:19
Учитель Кун сказал: «Пока родители живы, не уезжай далеко от них, а если уедешь, то так, чтобы им было точно известно, где тебя найти».

4:20
Учитель Кун сказал: «Лишь того сына, который в течение трех лет после смерти отца не изменит заведенных им порядков, можно считать почтительным сыном».

4:21
Учитель Кун сказал: «Надо обязательно помнить возраст родителей: чтобы радоваться их долголетию и чтобы страшиться их близкой кончины».

4:22
Учитель Кун сказал: «Древние неохотно давали обещания из опасения, что не смогут сдержать своё слово».

4:23
Учитель Кун сказал: «Осторожные редко делают ошибки».

4:24
Учитель Кун сказал: «Достойному человеку подобает быть скупым на слова и серьёзным в общении».

4:25
Учитель Кун сказал: «Добродетель не остаётся в одиночестве. Тот, кто следует ей, обязательно обретёт сторонников».

4:26
Цзы-ю сказал: «Чиновник, надоедающий властителю своим критиканством, навлекает на себя немилость. А взаимные упрёки между друзьями разрушают дружбу».

-- -- --
P.S. О добродетели

Такие старые, почти вышедшие из употребления слова, как "добродетель", "благодетель", "благодеяние" и их антонимы (слова противоположного значения) "злодей" и "злодеяние", должны быть очищены от превратного морализаторского метафизического и даже религиозного истолкования. С точки зрения бихевиоризма добро и зло - не статические абстрактные "ценности", а социальная оценка активных действий людей, их актов поведения, т.е. их добрых (или же злых) дел. Это новое употребление старых слов облегчит понимание оперантной сути поведения и сделает очевидной антинаучность не только религиозного морализаторства, но и псевдонаучной метафизической "когнитивистской" психологии.

Ведь в контексте совокупности межличностных отношений и общественной жизни добрые (или злые) дела - это не что иное, как "воздаяние добром", "воздаяние по справедливости" или же "воздаяние злом", то есть с точки зрения радикального бихевиоризма:
-- в первом случае - эффективное и благотворное применение положительного подкрепления (награждения, поощрения, похвалы и т.п.) для оперантного управления поведением, или отрицательного подкрепления (незамедлительной кары, пресекающей дальнейшие "злодеяния"), несколько менее эффективного для управления поведением,
-- а во втором случае - наказание, то есть идиотская абсолютно неэффективная попытка "исправить" поведение после совершения "злодеяния", уже давшего "злодею" желаемое, т.е. положительное подкрепление.

Из этого можно сделать как минимум два важных вывода:
1) Нет ничего злее, гнуснее и подлее, чем религиозные бредни для глупых о "загробном воздаянии на небесах (или в преисподней)" и (как следствие) о "непротивлении злу";
2) Большую (т.е. неумную, начисто забывшую о "прянике" - поощрении - и тщетно пытающуюся решить все проблемы применением "кнута", т.е. наказания и насилия) часть педагогики и юстиции с точки зрения бихевиоризма следует отнести в категорию злодеяний.

Искренне ваш,
behaviorist-socialist

Комментариев нет:

Отправить комментарий