Привычка
свыше нам дана; замена... разуму
она
Учение Конфуция - исторически первая (из
великого множества) попытка основать
функционирование общественного механизма
на рационалистических принципах. Я
нарочно не пытаюсь истолковать его
принципы - "Жэнь", "И", "Ли",
"Чжи" и "Синь" - по той причине,
что даже Конфуций, очевидно, видел их
бессилие, и поэтому суть его учения
состояла в пропаганде попытки (опять-таки
первой в истории, за которой последовала
масса более поздних) устроить "Возрождение",
воссоздать "золотой век", следуя
"традициям древности".
Если такая попытка делается с
использованием сильного пропагандистского
аппарата, то она может эффективно
индоктринировать народ официальной
идеологией и некоторое время успешно
осуществляться. Но как только идеология
теряет своё основанное на массовом
внушении господство над массами
населения, система власти погружается
в кризис.
Сейчас
Запад переживает не только экономический,
но и идеологический кризис.
Неолиберальная людоедская идеология
и демагогия за истекшие 30 лет своего
тиранического господства убедительно
показала свою разрушительную, реакционную,
антинародную и антидемократическую
суть, и поэтому Россия, которой
катастройщики и прихватизаторы насильно
привили эту преступную идеологию,
неизбежно погибнет в отсутствие
созидательной альтернативы государственного
и общественного строительства.
Воровская
верхушка, захватившая богатства
и органы власти России - "олигархи"
и "либерасты - на опыте грабежа Западом
их тайных банковских счетов на Кипре
убедились, что Запад намерен их сожрать,
что говорится, "вместе с говном".
Ясно и ежу, что их единственный шанс
сохранить за собой привилегированное
положение в стране - это переделка
пост-советских людоедских порядков в
более приемлемую для народа форму, ибо
только народ может, спасая себя, защитить
и верхушку от западной агрессии.
Поэтому
кризисная ситуация
заставляет правящие круги, озабоченные
тем, как спасти свою собственную шкуру,
предпринимать прагматические шаги к
выходу из кризиса наперекор господствующей
идеологии. В этом,
собственно, и состояли такие политические
явления, как "государство социального
обеспечения" в Западной Европе после
Второй мировой войны, "хрущевская
оттепель" после смерти
диктатора-антикоммуниста Сталина-Джугашвили,
а также нынешняя политика Президента
Путина после того, как прозападные
диктаторы - безмозглые карьеристы-номенклатурщики
Горбачев и Ельцин завели Россию на край
пропасти. Но эта политика неизбежно
непоследовательна и половинчата.
Действительно
спасительная и созидательная альтернатива
должна быть не консервативной, а
новаторской, исходящей не из абстрактных
принципов и догм идеологий, а из трезвой
оценки ситуации в стране и конкретных
прагматических шагов по устранению
явлений прозападной социальной и
государственной патологии
и построению солидарных и гармоничных
общественных отношений. Эта
альтернатива должна рассматривать
общество и государство не как механизм,
управляемый извне, а как организм,
способный к самоизлечению и саморазвитию.
Мне
известен только один такой действительно
новаторский подход к решению проблем
общества и государства -
бихевиористский социализм, использующий
для этого науку о поведении и технологию
оперантного управления поведением.
Поэтому надо не только знать историю,
чтобы не повторять трагические ошибки
прошлого, но и овладевать самыми
прогрессивными и новаторскими
инструментами общественного управления
на благо народа.
Так давайте же чтить память Конфуция
- новатора древности, мудро прикидывавшегося
консерватором, а сами - как можно скорее
становиться новаторами сегодняшнего
дня.
Искренне ваш,
behaviorist-socialist
--
Аллея, ведущая к могиле Конфуция
(иллюстрация конца 19-го века)
7:1
Учитель
Кун (Конфуций) сказал: «Я - хранитель
традиций древности, а не модернизатор.
В моей вере в совершенство древности и
в любви к нему я стараюсь уподобиться
нашему доброму древнему Лао-пыну».
7:2
Учитель Кун сказал: «Без хвастовства
собирать сокровища знаний, быть ненасытным
в учебе и неустанным в просвещении
других - но насколько я уже овладел
этим?»
7:3
Учитель Кун сказал: «Оставлять добродетели
без надлежащего совершенствования, а
выученное - без всестороннего обсуждения;
не иметь возможности добиться
справедливости, которая очевидна, и
быть не в состоянии исправить пороки -
вот вещи, которые меня мучат».
7:4
Когда Учитель Кун освобождался от дел,
он был приятен в общении и имел довольный
вид.
7:5
Учитель Кун сказал: «Как же низко я пал!
Я уже давно не видел во сне Чжоу-гуна, а
ведь раньше это было для меня обычным
явлением».
7:6
Учитель Кун сказал: «Направь волю на
исполнение своих обязанностей, надёжно
закрепляй каждый успех в деле
справедливости, руководствуйся в
действиях принципами совершенной
добродетели и стремись достичь успокоения
и радости, практикуя искусство вежливости».
7:7
Учитель Кун сказал: «Я никогда не
отказывал желающим учиться у меня, даже
за такое малое вознаграждение, как одна
связка вяленого мяса».
7:8
Учитель Кун сказал: «Я не разжевываю
истины для тех, кто сам не горит жаждой
знания, и не даю подсказок тем, кто не
стремится сам найти ответ. Если я
растолкую кому-то один из четырех
аспектов проблемы, а он на основании
этого не сможет уразуметь остальные
три, то я не повторяю для него урок».
7:9
На поминках Учитель Кун никогда не
наедался досыта.
7:10
Учитель Кун не пел в тот день, когда
оплакивал покойника.
7:11
Учитель Кун сказал Ень-юаню: «Если
назначат чиновником, то надо тянуть
лямку; а если не назначат, то надо быть
спокойным и готовым. Только ты и я
достигли такого отношения к службе».
Цзы-лу сказал: «Если бы Вас назначили
полководцем могущественного государства,
то кого бы Вы взяли себе в помощники?»
Учитель ответил: «Я не возьму к себе
таких, кто готов без оружия напасть на
тинра, или переправиться через реку
вплавь, без лодки - и погибнуть без толку.
Мой помощник должен действовать с
максимумом осмотрительности и готовностью
изменить свои планы сообразно обстановке
перед тем, как приступать к их исполнению».
7:12
Учитель Кун сказал: «Если бы богатым
можно было стать честно, хотя бы для
этого пришлось стать кучером или
погонщиком скота, я бы так и поступил;
но так как честно богатым не станешь,
как ни старайся, то я занимаюсь тем, что
мне больше всего по душе».
7:13
Вот три вещи, к которым Учитель Кун
относился с максимальной осторожностью:
это пост, война и болезнь.
7:14
Когда Учитель Кун находился в государстве
Ци и там ему довелось услышать музыку
Шао, то он потом три месяца кряду не мог
есть мяса и говорил: «Я и не ведал, что
музыка может быть столь великолепной!»
7:15
Ень-ю спросил: «А наш Учитель Кун, не
сторонник ли он правителя царства Вэй?»
Цзы-гун ответил: «Погоди! Пойду спрошу
его». И, войдя к Учителю, спросил его:
«Какого Вы мнения о Бо-и и Шу-ци?»
Учитель ответил: «Это были достойные
выдающиеся правители древности».
Цзы-гун спросил: «А роптал ли народ на
их политику?»
Учитель ответил: «Они стремились
действовать достойно, и таково было и
их правление. Из-за чего было бы народу
на них роптать?»
Услышав это, Цзы-гун вышел от учителя и
сказал Ень-ю: «Наш Учитель ему не
сторонник».
7:16
Учитель Кун сказал: «Вот, я ем неочищенный
рис, пью воду, и сплю на локте вместо
подушки - но всё равно я жизнерадостен.
А полученные бесчестно богатства и
знатность - это для меня всё равно что
тучи, заволакивающие небо».
7:17
Учитель Кун сказал: «Если бы срок моей
жизни был длиннее, то из него пятьдесят
лет я бы посвятил изучению книги И-цзин,
и тогда, возможно, у меня не было бы
серьёзных недостатков».
7:18
Частыми темами бесед Учителя были книги
Ши-цзин и Шу-цзин, а также правила
достойного поведения. Он неотступно
учил всему этому.
7:19
Правитель царства Шэ спросил у Цзы-лу
о Конфуции, но Цзы-лу ему ничего не
ответил. После Конфуций сказал: «Так
почему же ты не сказал: "Он просто
человек, который из-за жажды знаний
забывает о пище, который от радости
познания забывает о заботах, и оттого
не чувствует наступления старости"?».
7:20
Учитель Кун сказал: «Родившись, я не
имел знаний; но я люблю древность и
усердно отыскиваю в ней знания».
7:21
Учитель Кун ничего не говорил ни о
сверхъестественном, ни о героических
поступках, ни о смутах, ни о духах.
7:22
Учитель Кун сказал: «Когда я гуляю с
двумя спутниками, то могу у них чему-то
поучиться. Обнаружив в них хорошие
качества, я беру их себе образцом, а
обнаружив дурные - избегаю их».
7:23
Учитель Кун сказал: «Раз мои достоинства
ниспосланы мне Небом, то что против
этого может поделать Хуань-туй?»
7:24
Конфуций сказал: «Да неужто вы, мои
ученики, думаете, что я скрываю что-то
от вас? Ничего я от вас не скрываю. Всё,
что я делаю - на глазах у вас, моих
учеников. Такой уж у меня принцип».
7:25
Конфуций учил четырем предметам: грамоте,
этике, принципиальности и правдивости.
7:26
Учитель Кун сказал: «Не судьба мне
встретить мудреца, но если мне удастся
повидать действительно одаренного и
достойного человека, то с меня и этого
хватит.»
Учитель сказал: «Не судьба мне встретить
совершенство добродетели, но если мне
удастся повидать человека, поступающего
принципиально, то с меня и этого хватит.
Не обладая, но стремясь к обладанию;
будучи пустым, но стремясь быть
наполненным; в неволе, но стремясь быть
свободным - в таких обстоятельствах
трудно поступать принципиально».
7:27
Учитель Кун удил рыбу, но не ловил её
сетью. Бил птиц влёт, но не стрелял по
сидячей птице.
7:28
Учитель Кун сказал: «Бывают люди, которые
совершают поступки, вовсе не зная,
отчего. Я так не поступаю. Надо как можно
больше слушать, выбирать из услышанного
хорошее и следовать ему; и ещё больше
наблюдать и запоминать виденное - это
другой, практический (в отличие от учебы)
способ получения знаний».
7:29
С людьми, жившими в Ху-сяне, было трудно
разговаривать серьёзно, не роняя
достоинство. Но вот какой-то парень
оттуда пришел представиться Учителю
Куну. Ученики засомневались, впускать
ли его.
Учитель сказал им: «Я принимаю всех
приходящих, но без ручательства за то,
что они могут натворить, уйдя от меня.
Зачем быть слишком строгим? И если
человек очистился, чтобы служить мне,
то я принимаю его очистившимся, но без
ручательства за его поступки в прошлом.»
7:30
Учитель Кун сказал: «Да разве же
добродетель недостижима? Надо лишь
искренне захотеть быть добродетельным
- и добродетель уже тут как тут».
7:31
Министр правопорядка государства Чэнь
спросил: «Знал ли князь Чжао-гун этикет?»
Учитель Кун ответил: «Да, он знал этикет».
Когда Учитель ушел, то министр с поклоном
попросил Ума Ци войти и сказал: «Я слышал,
что человек превосходных достоинств
беспристрастен; но может быть, он всё-таки
пристрастен? Князь, взяв в жены княжну
из династии У, то есть свою однофамилицу,
присвоил ей титул У Мэнь-цзы (первая
леди из У). Если после этого говорят, что
князь знал этикет, тогда вообще кому на
свете не известен этикет?!» Ума Ци передал
этот разговор Учителю, и тот сказал: «Ну
и везет же мне! Если я сделаю ошибку, то
люди обязательно об этом узнают!»
7:32
Когда Учитель Кун был в компании с
человеком, который пел, то если тот пел
хорошо, он просил его повторить песню,
а сам дуэтом подпевал ему.
7:33
Учитель Кун сказал: «По грамотности я,
вероятно, равен другим. Но вот что
касается безупречности характера, при
которой поведение следует на практике
исповедуемым принципам, то этого я ещё
не достиг».
7:34
Учитель Кун сказал: «Разве я могу
равняться с мудрецом или человеком
совершенной добродетели? Обо мне можно
всего лишь сказать, что я ненасытно
стремлюсь стать таким, да учу этому
других без устали». Гунь Си-хуа ответил:
«Но уже в этом нам, Вашим ученикам, и не
удаётся Вам уподобиться».
7:35
Когда Учитель Кун тяжело заболел, Цзы-лу
попросил отпустить его молиться за
здравие Учителя. Тот спросил его: «А
можно ли так делать?» Цзы-лу ответил:
«Можно. В книге Лэй (панегирики) сказано:
"За твое здравие мы молились духам
Неба и Земли"».
Тогда Учитель сказал: «Ну да я-то уж
давным-давно молюсь...»
7:36
Учитель Кун сказал: «Мотовство ведет к
непокорности, а бережливость - к
скаредности. Лучше быть скаредным, чем
непокорным».
7:37
Учитель Кун сказал: «Достойный человек
всегда доволен и сдержан, а подлый
человек непрерывно суетится».
7:38
Учитель Кун был мягок, но внушал уважение;
величав, но внушал симпатию; учтив, но
располагал к откровенности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий